В России прошла первая с начала 2022 года презентация автомобиля, где со сцены спикеры много раз произносили название Nissan. Сама машина, а это рамный внедорожник, при этом называется Oting Paladin и выпускается в Китае. Autonews.ru выяснил, какое отношение к этой модели имеет Nissan и какие еще машины глобальных брендов могут официально вернуться в Россию.
Oting Paladin — это Nissan
Автомобиль, представленный в Москве в конце ноября 2023 года, сделан на заводе, который официально называется Zhengzhou-Nissan. Это одна из нескольких фабрик, принадлежащих совместному предприятию (СП) Dongfeng-Nissan. По китайским законам, производство иномарок в КНР разрешено лишь на СП, в которых как минимум половина принадлежит китайской стороне. В Dongfeng-Nissan доли сторон распределены именно 50:50.
При этом заводы совместного предприятия изготавливают именно автомобили японского концерна, японской разработки, по японским технологиям. Отличие от автомобилей из самой Японии в том, что эти модели предназначены для внутреннего рынка Китая.
По такой схеме в КНР реализуются почти все машины глобальных массовых автомобильных брендов. Например, Toyota Camry из параллельного импорта, которую Autonews.ru тестировал в Москве.
Внедорожник, о котором идет речь, более всего известен как Nissan X-Terra или просто Terra (в зависимости от рынка). Это японская разработка, выпускающаяся, помимо Китая, также на заводе Nissan в Таиланде.
Как заметил в беседе с корреспондентом Autonews.ru исполнительный директор российского дистрибьютора Oting Дмитрий Роткин, у внедорожника японское шасси и двигатель, коробка передач немецкой марки, а из китайского только большой тачскрин на центральной консоли.
Не параллельный импорт
Компания Nissan официально ушла из России в 2022 году, передав свои обязательства по сервисному обслуживанию оставшегося автопарка АвтоВАЗу. С тех пор о своем возвращении она не объявляла. Более того, из-за санкций японские автомобили с объемом двигателя более 1,9 л вообще запрещены к экспорту в Россию.
Вместе с тем некоторые дилеры на протяжении последнего года продолжали поставлять на российский рынок машины японских брендов по параллельному импорту. Как правило, они приезжают с рынков Китая или Арабских Эмиратов.
В случае с Oting речь идет об официальных поставках в Россию машин с завода Zhengzhou-Nissan. Сейчас проходит сертификация с оформлением одобрения типа транспортного средства (ОТТС), что подразумевает прямой, а не параллельный импорт — последний происходит с оформлением заключений об оценке единичного транспортного средства (ЗОЕТС) и не требует согласия правообладателя.
Таким образом, правообладатель Oting Paladin официально представлен в России, но это не Nissan. Непосредственно завод Zhengzhou-Nissan передал права на экспорт своих машин под брендом Oting крупной китайской государственной компании Sinomah, и уже она через свою российскую дочернюю структуру выступает официальным дистрибьютором.
На прямой вопрос о том, знают ли в японской штаб-квартире Nissan о планах поставлять их автомобили с китайского завода в Россию, представители Oting не ответили. Однако на презентации был руководитель экспортного подразделения завода Zhengzhou-Nissan, который подтвердил, что это поставки именно официальные.
Не только Nissan
Сама группа Sinomach представляет из себя очень крупный промышленный и торговый конгломерат, который сотрудничает практически со всеми глобальными автоконцернами. В частности, китайцы изготавливают и поставляют на автомобильные заводы по всему миру свое оборудование.
Другим крупным направлением деятельности Sinomach является импорт иномарок в Китай. По этому показателю компания является лидером в КНР, представляя на местном рынке 90% мировых автомобильных марок. Однако, как отметил гендиректор входящего в корпорацию подразделения Hyperion Lising Фань Юнчжэн, внутренний рынок Китая все более насыщается как автомобилями локальных брендов, так и машинами, которые выпускаются на совместных предприятиях, а значит, для импорта остается все меньше места.
Поэтому в Sinomach приняли решение о переориентации своего автомобильного бизнеса с импорта машин в Китай на экспорт в другие страны. И начать решили с России, где, по подсчетам Фань Юнчжэна, продажи китайских машин за последний год уже выросли на 489%.
Другой причиной ориентации на экспорт в компании называют тот факт, что в Китае спрос все сильнее смещается в сторону гибридов и электромобилей. Но многие заводы не хотели бы останавливать конвейеры по производству чисто бензиновых машин. И Россия могла бы стать для них новым рынком.
При этом Sinomach вовсе не намерена ограничиваться поставками только с завода Zhengzhou-Nissan. Компания готова сотрудничать и с другими китайскими автомобильными предприятиями — как с локальными концернами, так и с СП глобальных брендов. Со сцены, в частности, прозвучало название крупнейшего китайского автоконцерна SAIC, продукция которого до сих пор официально в Россию не поставлялась. У SAIC при этом есть СП с GM и Volkswagen, которые выпускают машины Volkswagen, Skoda, Audi, Chevrolet, Buick и Cadillac.
Глава российского дочернего предприятия Sinomach Цзи Цзыюань пообещал уже в 2024 году продать в России 5 тыс. автомобилей Oting Paladin и вывести на рынок еще как минимум три модели производства Zhengzhou-Nissan — обычный и гибридные пикапы, а также некий полноразмерный внедорожник.
Что подразумевается под последним, не совсем понятно. Роль полноразмерного внедорожника у японского концерна выполняет Nissan Patrol, однако он в Китае не выпускается. Возможно, речь идет о совершенно новой модели, которая пока не была представлена.
Уже в 2025 году Sinomach хочет продать в России 20 тыс. машин, а в 2026-м — 50 тыс. Цзи Цзыюань дал понять, что за счет продукции только Zhengzhou-Nissan достигнуть таких показателей не получится, и он рассчитывает на расширение числа партнеров за счет других заводов, выпускающих машины массового сегмента. А упомянутая фабрика Nissan выпускает только рамные пикапы и внедорожники. Легковые модели Nissan в Китае делает другое предприятие.
Двигатель от Mitsubishi Lancer Evolution
Nissan X-Terra, он же Terra, он же Oting Paladin — это типичный японский рамный внедорожник для стран с плохими дорогами, построенный на шасси от пикапа. В Россию он никогда официально не поставлялся, но на нашем рынке присутствовали его прямые аналоги и конкуренты.
В первую очередь это Mitsubishi Pajero Sport, а также Toyota Fortuner. В самом начале 2022 года на рынок также вышел близкий по конструкции Isuzu MU-X, но его поставки почти сразу были свернуты.
Отличием Paladin от вышеупомянутых моделей является использование бензинового мотора вместо дизеля. Это 2-литровый турбомотор конструкции Mitsubishi, которая входит в один альянс с Nissan. Данный двигатель ведет свою историю с 1980-х годов и более всего известен 280-сильной версией от культового спорт-седана Lancer Evolution. У пикапа он выдает 228 л.с.
Другой особенностью Paladin является наличие блокировки не только заднего, но и переднего дифференциала. Подключение передней оси при этом происходит жестко, по схеме Part Time, так что потребности в блокировке центрального дифференциала нет за его отсутствием. В качестве коробки передач выступает восьмиступенчатый «автомат» ZF.
В базе у машины только задний привод, однако Дмитрий Роткин признает, что это скорее маркетинговое предложение, позволяющее снизить начальную цену до 3,8 млн руб. Основные продажи, по его расчетам, будут приходиться на топовую полноприводную комплектацию стоимостью 4,5 млн руб.