В Санкт-Петербурге в рамках форума «Российский промышленник» прошла выставка с характерным названием «Будущее принадлежит мечтателям». На ней были собраны уникальные российские автомобили: внедорожник от ГАЗа, который имел все шансы пойти в производство и стать альтернативой «УАЗам» и «Нивам», спорткары «Лаура», однообъемник «Охта» и даже автомобиль «Лимпопо». К сожалению, не все из представленных машин находятся в хорошем техническом состоянии.
ГАЗ-2308 «Атаман»
- Год постройки: 1996
ГАЗ в 1990-х пытался запустить в производство свой большой пикап — если в США эти машины пользуются таким большим спросом, то, быть может, и в России их будут покупать? Первые варианты заднеприводного пикапа появились в 1994 году, а в 1995 году показали модель, которую назвали «Атаман». Она имела 2,3-литровый бензиновый двигатель, двухступенчатую раздатку и постоянный полный привод.
Предполагалось, что пикапы будут оснащать еще и дизельным мотором объемом 2,5 л и даже 4,2-литровой бензиновой «восьмеркой». В конце 1990-х было сделано несколько вариантов этой модели, в том числе и девятиместный универсал, который называли «Атаман Ермак». И вроде бы все шло к тому, что в начале 2000-х «Атаман» пойдет в производство. Но не сложилось.
«ГАЗ-3106 II»
- Годы постройки: 2003–2005
Это продолжение развития проекта «Атаман». Но если «Атаман» был ориентирован изначально на тяжелую работу, то «ГАЗ-3106» второй генерации (а была еще и первая) проектировался как комфортабельный внедорожник. Не Range Rover, конечно, но все же.
С 2003 по 2005 год было сделано семь подобных машин с различными двигателями. Также экспериментировали с размерами колесной базы. Однако, оценив рыночные ниши и поняв, что сражаться придется с Chevrolet Niva (а не с британскими внедорожниками), в Нижнем Новгороде решили, что риски слишком велики. И заморозили проект нового русского внедорожника.
ГАЗ-2332 CityVan
- Год постройки: 2006
Руководство Горьковского автозавода всегда понимало, что залог выживания компании — это коммерческая техника. В 2006 году был построен концепт ГАЗ-2332 CityVan. Интересно, что в основе этого городского грузовичка лежала платформа от легковой «Волги». Но при этом объем кузова достигал 3,8 кубов в грузовой версии (предполагалась еще пятиместная модель и даже пассажирский семиместный автомобиль).
Изначально планировалось, что создание такого автомобиля повысит рентабельность производства легковых «Волг». Однако в 2006 году «Волгу» уже ничто не могло спасти.
«Лимпопо»
- Год постройки: 1986
О том, что в будущем миру будут нужны маленькие машины, догадывались и в СССР. Мало того, «Лимпопо» задумывался как автомобиль, который можно будет купить в виде набора запчастей и потом собрать у себя в гараже. Предполагалось, что это максимально снизило бы цену машины.
Были созданы два вида «Лимпопо» — с бензиновым мотором от мотоцикла «Урал» и с электрическим. В основе конструкции машины лежит стальной трубчатый каркас, к которому крепятся пластиковые элементы.
Всего хотели построить три рабочих прототипа «Лимпопо». Однако ни одна модель не была доведена до конца. Две машины с бензиновыми моторами пропали в 1990-х годах. Уцелела только электрическая версия.
«Лаура»
- Годы постройки: 1981–1985
В середине 1980-х годов это была сенсация. Конструкторы Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов построили настоящий спорткар! В СССР таких еще не делали. «Лаура» воплотила в себе все самые передовые технические решения того времени: передний привод, спереди подвеска McPherson, задняя независимая подвеска на косых рычагах, разнообразная электроника, обилие кнопок и электроприводов. Двигатель, правда, был стандартный — от «ВАЗ-2105». А коробка передач разработана на основе трансмиссии от «ЗАЗ-968».
«Лаура» нравилась всем. Даже главе Коммунистической партии Михаилу Горбачеву: по его личному распоряжению была создана Ленинградская лаборатория перспективного макетирования легковых автомобилей при НАМИ, которая должна была придумывать новые машины для СССР.
Сейчас «Лаура» выглядит не слишком привлекательно, но, надеемся, что ее отреставрируют.
«Лаура 3SXS»
- Годы постройки: 1995–2004
После создания первой «Лауры» конструктор Дмитрий Парфенов сделал еще одну модель — в 1995 году была показана «Лаура 3SXS». В ее основе лежал уже американский Pontiac Fiero. Всего было построено шесть таких машин.
«Охта»
- Годы постройки: 1985–1987
«Охта» — это название реки на северо-востоке Санкт-Петербурга. А еще это интересный однообъемник, который был построен в Ленинграде, — его делали в рамках темы «Автомобиль 2000 года».
В то время «Охта» была на пике моды: кузов с обтекаемыми сферическими зеркалами, семиместный салон, в конструкции применялась CAN-шина. Автомобиль даже продували в аэродинамической трубе и довели коэффициент сопротивления Сх до 0,30.
Кстати, «Охту» возили на автосалон в Женеву в 1988 году, и она вошла в список десяти лучших концептов выставки!
Jump!
- Годы постройки: 1999–2002
Jump! (именно с восклицательным знаком) — это российская версия автомобиля-трансформера. С подобной идеей в конце прошлого века носились многие конструкторы.
Вот и Геннадий Хаинов предполагал, что рынку очень нужна машина на базе «УАЗа», которую можно всего за несколько минут превратить из внедорожника в пляжный багги. И потому пластиковые панели кузова тут легко снимаются. Всего было собрано шесть Jump!. Данный автомобиль оснащается двигателем V8 ЗМЗ-511.
ГАЗ-23041 «Бурлак»
- Годы постройки: 1994–1996
«Бурлак» — это еще одна упущенная возможность спасти «Волгу» и начать выпуск на ее основе коммерческой техники. Предполагалось, что на шасси «Волги» будут делать пикап, изотермический фургон и грузопассажирский «каблук». Заявлено, что грузоподъемность «Бурлака» 830 кг. Отличный показатель для коммерческой модели, которая построена из легковушки!
Однако в середине 1990-х годов спрос на легковые «Волги» был большим — завод был загружен на 100%. Поэтому выпускать в то время еще и пикап не видели смысла. Ну а когда покупатели перестали покупать «Волги», то было уже слишком поздно.
Astero
- Годы постройки: 1997–2002
В основе этой модели лежит «УАЗ-31512». Однако внешний вид у Astero совершенно не такой, как у прародителя. Сейчас бы его назвали «внедорожным купе». Среди других плюсов модели были пластиковые детали кузова, которые не боялись ржавчины (серьезная проблема для российских автомобилей в 1990-х годах), и высокий уровень комфорта.
Были гидроусилитель руля, регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка, двойная тепло- и шумоизоляция салона, задний диван складывался по частям. Мало того, можно было выбрать один из четырех вариантов двигателя — был даже мотор от «Чайки», который шел вместе с автоматической коробкой передач. Всего за пять лет было сделано около 30 автомобилей, которые поступали в открытую продажу.
«Кинешма»
- Годы постройки: 1996–2003
Одна из попыток сделать автомобиль для инвалидов. «Кинешма» имела детали от серпуховской мотоколяски СЗД, грузовых мотороллеров и даже от «Москвича-2141». Двигатель располагался сзади, привод тоже был задним. Благодаря особенностям конструкции «Кинешму» считают самой проходимой мотоколяской.
Создатели пытались выпускать «Кинешму» с различными двигателями — всего было аж 16 (!) вариантов силовых агрегатов, в том числе и моторы от американских газонокосилок. Хотя были и «взрослые» четырехцилиндровые автомобильные двигатели от сербской Zastava.
Интересно, что «Кинешму» продавали не только в России — партию из 50 авто отправили даже в… Испанию (там их продавали под именем Ardilla, или «Белочка»). Всего было собрано около 400 подобных машин.
Transstyle Сabrio
- Год постройки: 1992
Этот кабриолет построили в 1992 году в кооперативе Transstyle. Инженеры взяли стандартную вазовскую «восьмерку», поставили на нее свой кузов из пластиковых элементов и даже придумали тент, который надо было использовать во время дождя. Мало того, была и стационарная жесткая пластиковая крыша. Но во многом они и стали главной сложностью проекта — тент и крыша фактически удваивали цену машины.
Изначально кооператив Transstyle хотел наладить мелкосерийный выпуск таких кабриолетов. Но руководство Волжского автозавода отказалось поставлять необходимые комплектующие. В итоге было собрано лишь два Transstyle Cabrio.