Совет директоров Банка России 15 декабря принял решение о повышении ключевой ставки с 15% до 16% с 18 декабря 2023 года. Это отразится на стоимости в том числе автомобильных кредитов, считают в ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД).
Как ключевая ставка влияет на кредиты? Ключевая ставка рефинансирования — это минимальный процент, под который Центробанк выдает деньги банкам, которые в свою очередь предоставляют кредиты населению или юрлицам. Это означает, что ставка по банковским кредитам для населения не может быть ниже ставки ЦБ. Это касается и кредитов на покупку машин: предложения банков теперь вырастут не менее, чем на величину увеличения ставки ЦБ, то есть как минимум на 1%. В противном случае прибыль банков пострадает.
Как это скажется на продажах автомобилей? Президент РОАД Алексей Подщеколдин в беседе с Autonews.ru подтвердил, что продажи машин в кредит уже стали менее привлекательными после предыдущего повышения ключевой ставки в октябре 2023 года. Новые изменения негативно отразятся на продажах автомобилей, согласился Подщеколдин. Вместе с тем он подчеркнул, что некоторые участники автомобильного рынка ожидали большего повышения ставки и в определенной степени могут быть рады, что ее увеличили «всего на 1%».
«Мы понимаем, что Центробанк таким образом борется с инфляцией. В то же время, победить инфляцию можно не только снижением спроса, но и увеличением предложения. Мы, дилеры, готовы продавать больше отечественных машин и ждем увеличения их количества, о чем вчера на прямой линии говорил президент России», — заявил Подщеколдин.
Может ли повышение ключевой ставки сыграть на руку покупателям? Да, но только временно. Ранее вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов объяснял Autonews.ru, что у дилеров под конец года скопился запас автомобилей, которые зачастую также приобретены в кредит. Повышение ключевой ставки вынуждает автосалоны скорее избавляться от запасов машин, а значит соглашаться на скидки для покупателей. Однако, как только запасы будут распроданы, скидки сразу закончатся.