К началу 2024 года наблюдается все больше попыток вернуть в Россию модели ушедших в 2022 году автомобильных марок. Некоторые поставляются неофициально, другие почти в открытую заявляют о своем возвращении. Рассказываем, какие машины ушедших брендов опять можно купить.
Volkswagen и параллельный импорт
В 2022 году в России было принято решение о легализации параллельного импорта ряда товаров, в том числе автомобилей. Автодилерам это дало право завозить машины с рынков других стран без формального согласия на то от производителей.
В феврале 2023 года немецкая пресса со ссылкой на представителей концерна Volkswagen писала, что автогигант прямо запретил своим партнерам в Китае продавать машины российским покупателям и строго следит за этим. Это не помешало марке Jetta стать в 2023 году одной из самых успешных на российском рынке из тех, кто официально в стране не представлен.
Формально Jetta — это не Volkswagen. Под этой маркой в КНР выпускают автомобили на совместном предприятии VW и FAW. На деле машины не просто похожи на аналогичные модели Volkswagen и Skoda. Под капотом на деталях двигателя легко можно найти эмблемы VW.
Еще меньше сложностей — с поставками в Россию премиальных моделей. У дилеров без труда можно найти автомобили BMW, Mercedes, Lexus и даже Cadillac, причем те модели, которые вышли после весны 2022 года и официально в Россию никогда не поставлялись. Единственная проблема: из-за логистических расходов и повышения утильсбора их цена заметно выше, чем у китайских одноклассников.
Изобретение Honda, усовершенствованное Peugeot
Летом 2023 года стало известно, что некая компания «Мотор Плейс», зарегистрированная по тому же адресу, где раньше значилось представительство Honda, позиционирует себя как субдистрибьютор марки и ввозит автомобили японского бренда из Китая с технической поддержкой и гарантией. Участники рынка тогда предполагали, что «Мотор Плейс» создана бывшими сотрудниками Honda в России.
Однако эта схема оказалась не очень успешной. Данных за весь 2023 год пока нет, но, по статистике Ассоциации европейского Бизнеса (АЕБ), за девять месяцев в России было продано всего 17 новых автомобилей Honda. В декабре стало известно, что в 2024 году «Мотор Плейс» станет дистрибьютором китайской марки VGV. В пресс-службе компании Autonews.ru подтвердили, что машинами Honda они больше не занимаются.
При этом, однако, по одному юридическому адресу с «Пежо Ситроен Рус» была зарегистрирована некая компания «Автомобильные технологии». Как выяснил Autonews.ru, она поставляет кроссоверы Peugeot из Китая и уже запустила рекламную компанию под лозунгом «Peugeot остается».
Более того, в декабре силами «Автомобильных технологий» был перезапущен завод «ПСМА РУС» в Калужской области, где раньше собирали машины Peugeot, Citroën и Mitsubishi. Теперь будут выпускать некие кроссоверы, марка которых пока не называется. Но на первых фотографиях с перезапущенного завода можно увидеть шасси машины, очень похожее на таковое у Peugeot 3008/4008/5008 — это семейство кроссоверов, которые технически отличаются в первую очередь длиной.
Nissan теперь Oting
В начале 2024 года в Россию вернутся и автомобили Nissan, но под чужим брендом Oting и пока с единственной моделью Paladin. На стеклах ее окон, под капотом и в других скрытых местах, где указывается маркировка деталей, можно встретить надписи Nissan, и это не подделка.
Paladin — это классический внедорожник, известный за пределами России как Nissan Xterra. В его основе — прочная конструкция от пикапа, что роднит машину с такими автомобилями, как Mitsubishi Pajero Sport и Toyota Fortuner. Производят машину в Китае на совместном заводе Nissan и Dongfeng. И поставляют официальному дистрибьютору в Россию через целую цепочку посредников.
Организатором всей схемы выступает концерн Sinomach. Это одна из крупнейших корпораций Китая, которая в первую очередь занимается машиностроением, но также еще и импортом иномарок в Китай. Теперь Sinomach решила заняться еще и экспортом автомобилей из Китая, причем начать с России. В компании не скрывают, что останавливаться на Nissan не собираются и при наличии интереса готовы вести переговоры со многими китайскими автозаводами, выпускающими иномарки, чтобы через свою схему снять с них санкционные риски.
Таким образом, в Nissan о возвращении в Россию формально ничего не знают. Но и запретить это не могут. Тем более что японский концерн в конечном счете получает часть прибыли от такой торговли.
Загадочный запуск завода Hyundai
В декабре предприятие Hyundai Motor Manufactring Rus под Санкт-Петербургом перешло под контроль российской компании «Арт-Финанс». Она же связана с бывшим заводом Volkswagen в Калужской области.
Если судьба завода Volkkswagen остается туманной, то выпускать автомобили на бывшем заводе концерна Hyundai в Санкт-Петербурге планируют начать до середины 2024 года. Об этом заявил вице-премьер — глава Минпромторга России Денис Мантуров.
Ранее в Hyundai уже объявили, что сразу после новогодних каникул завод выходит из простоя, длящегося с середины 2022 года. Что там будут выпускать, официально не объявлялось, но, по данным «Фонтанки.ру», в первое время это будут все те же машины Hyundai и Kia из оставшихся машинокомплектов. Однако права на их выпуск в Hyundai не дадут, так что корейские автомобили получат эмблемы китайской марки.
Последняя по истечении запасов машинокомплектов заменит на конвейере Hyundai своими моделями. По данным «Фонтанки», переговоры ведутся с китайскими концернами GAC и BAIC.
Традиционным брендам не вернуть рынок
Несмотря на попытки в том или ином виде вернуться в Россию, у автомобилей от традиционных автопроизводителей нет шансов увеличить свою долю на рынке в 2024 году, считают эксперты. Параллельный импорт сейчас обходится дороже прямых поставок, особенно после изменения процедуры уплаты утильсбора, говорит основатель компании «Автодегустатор» Арарарт Мардоян.
«Нам говорят о продлении параллельного импорта, но на деле условия становятся все жестче, а значит, цены растут. Конечно, некоторые богатые люди так привыкли к BMW и Mercedes, что будут покупать их и по очень высокой цене. Привезти их всегда будет можно, но это совсем не массовый товар», — говорит Мардоян.
Не видит причин для изменения рынка и независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев. Он напоминает, что снизить цены и повысить привлекательность машин ушедших брендов можно, возобновив локальную сборку, но пока такие перспективы кажутся туманными.
«Американские, европейские и японские компании уже отказались от работы в России. Корейские в первые месяцы пытались продолжать деятельность и даже продлевали сертификацию своих моделей до 2025 года, но в итоге прекратили продажи и они», — напоминает эксперт.
На этом фоне рынок остается поделенным между отечественными и китайскими автомобильными марками. Напомним, что в ноябре 2023 года, по данным агентства «Автостат», доля последних достигла 58%.