Количество краж и угонов транспортных средств в 2023 году сократилось, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику МВД. По данным ведомства, в январе—ноябре было зарегистрировано 6,58 тыс. краж транспортных средств, что на 22,9% меньше, чем за тот же период годом ранее. Страховщики в основном связывают тренд с геополитической ситуацией.
В каких регионах совершено больше всего краж
По информации МВД, в большинстве случаев подобные преступления совершались в Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской, Новосибирской областях, Санкт-Петербурге, Краснодарском, Красноярском и Приморском краях.
Также из статистики МВД следует, что с января по ноябрь прошлого года зафиксировано 11,6 тыс. угонов, что на 8,4% меньше, чем годом ранее.
С чем связано снижение числа угонов
Во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС) подтвердили тенденцию. У страховщиков есть статистика только по застрахованным по каско транспортным средствам. По данным ВСС, в 2020 году было угнано 2,4 тыс. машин, в 2021-м — 1,53 тыс., в 2022-м — 942, а за неполный 2023 год (информация на 20 декабря) — 596.
Как считает вице-президент ВСС Сергей Ефремов, основной причиной снижения числа преступлений стало изменение геополитической обстановки. Украденные автомобили чаще всего вывозили для продажи на Украину и в страны Балтии, но после начала военной операции границы с этими странами оказались перекрыты, пояснил он. Также Ефремов отметил, что выросло число камер наблюдения.
Самые угоняемые машины
По информации ВСС, самыми угоняемыми машинами в 2023 году стали автомобили отечественных марок (в основном Lada), а также Hyundai и Kia. Среди моделей наиболее популярными у злоумышленников были Hyundai Santa Fe, Lada Granta, Kia Rio, Toyota Camry, Mitsubishi Outlander, Toyota RAV4, Kia Sorento, Kia Sportage, Hyundai Solaris, а также ВАЗ-2121 «Нива». А меньше всего угоняли Land Rover и Мazda.
Ефремов отметил, что популярность у угонщиков набирают китайские автомобили. «На рынке сейчас представлены достаточно дорогие авто из Китая с интересным дизайном. Часть китайских машин, возможно, уже угоняют на запчасти», — говорит он.
Из-за массового завоза машин по серому импорту и в целом массовой продажи новых моделей не исключил волны угонов под запчасти и старший управляющий продуктом по автострахованию «РЕСО-Гарантии» Павел Яковлев. В то же время директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев отметил, что тренда по увеличению популярности угонов китайских авто пока не видит.
Ранее страховые компании по просьбе Autonews.ru составили свои антирейтинги самых угоняемых автомобильных марок и моделей в 2023 году. Туда вошли исключительно застрахованные по каско модели: полисы ОСАГО не покрывают связанные с пропажей риски, и страховщики о них чаще всего не узнают.