К началу 2024 года у российских автомобильных дилеров скопились нераспроданные запасы китайских машин. По некоторым оценкам они составляли 140 тыс. штук или даже более. При этом в конце прошлого года Центробанк России несколько раз поднимал ключевую ставку, которая в декабре выросла до 16%. Заказанные у дистрибьютора машины дилеры оплачивают заемными средствами, и в нынешних условиях им невыгодно долго хранить их на своих площадках. Это означает, что автосалонам дешевле побыстрее продать запасы со скидками, чем платить за них проценты банкам.
Чтобы проверить эту теорию, корреспондент Autonews.ru посетил автосалоны крупнейших китайских брендов и убедился, что торг с продавцами уместен. Правда, не по всем маркам.
Лидеры не торгуются
Легенда такова: в наличии у покупателя имеется 2 млн руб., а также автомобиль, который оценивается примерно в 1 млн руб. Его можно сдать в трейд-ин или продать самому, добавив вырученные деньги к сумме предстоящей покупки. Мы попытались найти новый китайский кроссовер, желательно с полным приводом и обязательно с «автоматом» по цене не более 3 млн руб. — это средневзвешенная стоимость новой машины в России.
Chery — быстро выплаченный кредит экономит 300 тыс. руб.
Первым салоном на пути корреспондента оказался шоурум Chery. Под описываемые требования идеально подходил кроссовер Tiggo 7 Pro Max, но с полным приводом он стоит минимум 3,26 млн руб. Прямую скидку продавец отказался обсуждать сразу, заявив, что, хотя машины с 2023 года и остались, их можно спокойно продавать хоть до мая, и никаких проблем в этом для себя дилер не видит.
И все же менеджер подсказал способ уложиться в 3 млн руб. Как объяснил продавец, сейчас у Chery существуют очень большие скидки при покупке в кредит, который можно быстро погасить. Схема, по словам продавца, такова.
- Допустим, клиент берет в кредит 1 млн руб. В этом случае цена машины снижается сразу на 480 тыс. руб.
- Через месяц покупатель возвращает банку 900 тыс. руб. Затем можно платить процент по кредиту только с оставшихся 100 тыс. руб.
- В итоге, даже с учетом переплаты по кредитным процентам и необходимости покупки каско, можно сэкономить более 300 тыс. руб., и суммарная стоимость машины для вас будет ниже 3 млн руб.
Также продавец предложил дополнительную скидку в размере 200 тыс. руб. при сдаче машины в трейд-ин. Тут важно пройти оценку у дилера (это бесплатно). Если за подержанный автомобиль, который на рынке стоит 1 млн руб., дилер предложит менее 800 тыс. руб., то сделка невыгодна. Если больше 800 тыс. руб., то с учетом 200 тыс. руб. скидки на покупку новой машины на трейд-ин можно соглашаться.
Впрочем, все эти скидки идут от представительства Chery, собственных акций автосалон не предоставляет, а лишь строго следует ценовой политике производителя. У других лидеров рынка ситуация еще сложнее.
Haval и Geely: берите то, что есть
Под описанные требования у Haval более всего подходит кроссовер F7, который с полным приводом и 2-литровым мотором стоит минимум 2,899 млн руб., и производитель обещает на машину 150 тыс. руб. «безусловной» скидки. Однако таких машин у дилера не оказалось. Точнее, они есть, но с уже установленным дополнительным оборудованием, что увеличивает стоимость почти до 3 млн руб.
На то, что существует «безусловная» скидка в 150 тыс. руб., менеджер ответил, что готов ее обсудить, но только при сдаче старой машины в трейд-ин. Тем не менее купить полноприводный кроссовер за 3 млн руб. в Haval все же возможно, чего нельзя сказать о Geely.
Согласно российскому сайту Geely, полноприводный кроссовер Atlas Pro стоит 3,0889 млн руб., и от этой суммы нужно отнять 150 тыс. действующей безусловной скидки от автопроизводителя. Но ни в шоуруме, ни на стоянке дилера таких машин попросту не оказалось.
Как пояснила менеджер, новых поставок Atlas Pro уже не ожидается. Модель заменяют на Atlas следующего поколения. Сколько он будет стоить, пока неизвестно. В остальном ценники в шоуруме Geely полностью соответствуют официальным рекомендованным ценам.
Удивило наличие в салоне Geely Okavango. Это большой семиместный переднеприводный автомобиль, представляющий из себя смесь кроссовера и минивэна, который продавцы оценили в 3,3 млн руб. Машину в одном экземпляре привезли по параллельному импорту и ждут новых поставок. Причем представительство Geely дает на данную модель официальную гарантию, но не на пять лет, как на другие машины, а только на два года.
Скидки есть, но надо искать
Первый шоурум, где попытка торга привела к каким-то результатом, оказался салон Changan. В 3 млн руб. укладывается переднеприводный кроссовер CS 55 Plus, и поначалу продавец отказался обсуждать снижение заявленной цены. Последняя превышала рекомендованную — сейчас автомобиль в топовой комплектации с учетом акции от производителя должен стоить 2,6499 млн руб., а в шоуруме была представлена машина за 2,8999 млн руб.
На вопрос о подарке в виде зимних шин продавец неожиданно оживился и заявил: «Конечно подарим!» И тут же согласился обсудить другое дополнительное оборудование в подарок. Он также предложил скидку за трейд-ин, но оговорился, что она будет зависеть от оценки привезенного автомобиля. Есть скидки и по кредиту, но менеджер предупредил, что сэкономить, как в случае с Chery, не получится.
«У всех разные кредитные программы, где-то допускается досрочное погашение, но в нашем случае ограничений больше», — пояснил продавец.
Схожие с Chery кредитные условия предлагает Omoda, причем там продавец заверил, что вернуть с 1 млн руб. можно не 900 тыс., а 990 тыс. руб. в первый же месяц, после чего платить проценты с остатка в 10 тыс. руб.
Под требования покупателя подходил кроссовер Omoda C5, который с полным приводом стоит минимум 3,1399 млн руб. Усевшись с продавцом за калькулятор, удалось выяснить, что при оформлении кредита такая машина обойдется в 2,74 млн руб.
«Эти 40 тыс. руб. мы вам, конечно, скинем. Получится 2,7 млн руб. С учетом обязательной покупки каско и переплаты по кредиту, большую часть которого вы закроете досрочно, получится еще максимум 100 тыс. руб. Итого: 2,8 млн руб. чистыми. Если берете, мы вам подарим комплект зимних шин, коврики, сделаем бесплатный антикор и дополнительную шумоизоляцию», — пообещал менеджер, предупредив, что уже в феврале акции могут закончиться.
Причину менеджер объяснил политикой марки, которая стремится занять максимальную долю рынка. При этом в том же шоуруме стояли кроссоверы родственного бренда Jaecoo и для них никаких акций не предлагалось. Этот бренд вполне устраивает роль нишевого продукта, пояснил продавец.
Наконец, в шоуруме Jetour консультант сразу заявил, что дилер готов дать прямую скидку минимум в 100 тыс. руб.
«По телефону мы этого не говорим, но если пришел покупатель с серьезными намерениями, то сразу предлагаем скинуть минимум 100 тыс. Мне, конечно, надо будет согласовать это с начальством, но отказов сейчас не бывает», — признался продавец.
По его словам, некоторые клиенты в последние недели уезжали на кроссоверах Dashing с «автоматом», которые успели купить за 2,4 млн руб. Сейчас с учетом скидки от производителя такие машины стоят минимум 2,5599 млн руб. За 3 млн руб. менеджер согласился продать Dashing в топовом исполнении с мотором 1,6 на 190 л.с., который официально стоит c учетом скидки от производителя 3,0399 млн руб.
За 2,99 млн руб. дилер предложил такой же кроссовер черного цвета с уже установленным дополнительным оборудованием и пообещал в подарок сигнализацию с функцией слежения за местоположением машины и дистанционным запуском двигателя. Стоимость такой сигнализации с установкой составляет 67,4 тыс. руб.
Правда, эта машина стоит в салоне с октября 2023 года. Более свежий экземпляр, модного серо-голубого цвета из декабрьской партии и без дополнительного оборудования, продавец оценил в 3 млн руб. «К нему могу подарить только коврики за 5 тыс. руб.», — сказал менеджер.
По словам продавца, крупные бренды уже наладили корпоративные продажи и могут оптом отдать скопившиеся машины, например, в каршеринг. А новым дилерам новых марок, таких как Jetour, приходится уговаривать каждого конкретного клиента.