Что такое бесключевой доступ в автомобиле
Бесключевой доступ — это система управления центральным замком, не требующая нажатия кнопок брелока для блокировки и разблокировки дверей. Часто ее называют системой keyless — буквально «без ключа». Система бесключевого доступа в автомобиль (СБДА) подразумевает также запуск двигателя без манипуляций с замком зажигания — начало работы осуществляется кнопкой «Start/stop».
Плюсы бесключевого доступа
- Возможность открытия и закрытия замков дверей без необходимости доставать ключ-брелок (или нажимать на нем кнопки в кармане). Это непосредственное предназначение СБДА.
- Отсутствие физического стального стержня ключа, как на классических системах. Точнее, в брелоке СБДА аварийный стержень для открывания замка все же имеется, но его необходимо специально извлекать из корпуса. А вот вероятность того, что ключ случайно раскроется в кармане, исключена.
Минусы бесключевого доступа
- Более высокая, нежели у обычного радиобрелока, вероятность перехвата сигнала и угона. Пожалуй, это единственный, но крайне весомый аргумент не в пользу бесключевого доступа. Несмотря на то, что сам радиообмен между автомобилем и ключом осуществляется почти вплотную (в среднем метр-два), от угона система бесключевого доступа застрахована ощутимо хуже, чем «кнопочный» ключ. Связано это с принципом работы keyless, который будет описан ниже.
Как установить бесключевой доступ
Установить систему keyless на машину с обычным центральным замком в большинстве случаев возможно, вопрос заключается лишь в стоимости и трудоемкости процедуры. Существует два основных варианта.
- Проще всего апгрейду поддаются автомобили, у которых функция предусмотрена, но ее нет в конкретной комплектации. В этом случае докупается комплект недостающего родного оборудования — фактически, добавляется заводская опция СБДА. Минус такого подхода в том, что для полноценной работы потребуется интеграция блока управления keyless с блоком комфорта машины. Сделать это можно только в специализированном сервисе.
- Установка универсального комплекта бесключевого доступа. Наиболее простой вариант, но априори исключающий интеграцию СБДА с блоком комфорта автомобиля. Покупается один из огромного рыночного ассортимента комплектов и устанавливается самостоятельно (или в любом автосервисе). Дешевые наборы не имеют даже сенсоров дверных ручек — система будет лишь блокировать/разблокировать двери в зависимости от удаления брелока от машины. Самые продвинутые исполнения имеют в арсенале сенсоры ручек, противоугонный комплекс и даже могут брать на себя некоторые функции «настоящего» блока комфорта — типа запрограммированного открывания багажника или стекол дверей.
Заблуждения про keyless
Как можно видеть, явных плюсов у бесключевой системы (именно как отдельной системы), помимо удобства доступа в машину и ее покидания, не так уж много. Большинство достоинств, которые обычно приписываются keyless в Интернете — типа автоматического открытия люка или занятия определенного положения креслом с электроприводом, — точно так же реализуемы при обычном радиобрелоке с кнопками. Потому что за подобный функционал, как говорилось выше, отвечает блок комфорта самого автомобиля, а не логика СБДА. Другими словами, большинство таких «фишек» к системе бесключевого доступа не имеют никакого отношения.
Еще один нюанс бесключевой системы, часто преподносимый на просторах Сети как преимущество — якобы повышенная безопасность. Так как радиообмен, в отличие от «классики», происходит на расстоянии всего около метра. К сожалению, на деле все обстоит ровно наоборот: угнать «бесключевую» машину с помощью двух ретрансляторов, буквально под носом у владельца в людном месте, опытным злоумышленникам даже легче, чем с обычным брелоком.
Угонщики еще называют эти устройства «удочками». Обычно при угоне машины таким способом преступники работают в паре. Один из них остается у машины жертвы, другой идет за автовладельцем. После чего преступник с помощью специального оборудования считывает электронный сигнал ключа, который находится у водителя, и передает своему напарнику. Последний открывает машину и уезжает. Радиус действия «удочек» может достигать нескольких километров.
Именно поэтому среди особо впечатлительных владельцев популярностью пользуются всевозможные экранированные (радиоизолированные) чехлы и пакетики для keyless брелоков.
Наконец, повсеместно описываемый плюс в виде запуска с кнопки — тоже не заслуга системы keyless. Есть множество довольно старых автомобилей (преимущественно середины-конца нулевых), где уже присутствует кнопка Start/stop, но СБДА не предусмотрено в принципе.
Как работает бесключевой доступ
С виду брелок СБДА выглядит почти так же, как «собрат» с выкидным стержнем. И, тем не менее, имеет важное отличие в алгоритме работы.
В классической системе инициатором радиообмена выступает брелок — в момент нажатия на нем кнопки. Очевидно, что это возможно только в пределах прямой видимости, когда владелец недалеко от машины. Тогда как в случае СБДА первым посылает сигнал автомобиль — когда человек дотрагивается до сенсора в ручке. Общий алгоритм выглядит так:
- Владелец подошел к двери и дотронулся до ручки. Сенсор распознал касание и передал сигнал блоку управления.
- Блок управления через радиопередатчик послал запрос «в мир» — этот запрос принял брелок СБДА.
- Брелок ответил машине своим сигналом. Если блок управления бесключевым доступом распознал по этому сигналу «своего» (все происходит через шифрованный канал) — двери разблокируются, а двигатель готов к запуску.
Уязвимость системы бесключевого доступа
Вышеописанным алгоритмом работы keyless успешно пользуются угонщики. Ситуация: владелец запарковался, вышел из машины и пошел по своим делам. В этот момент к нему незаметно, в метре-полутора (что удобно, например, в толчее супермаркета), пристраивается один из злоумышленников и следует рядом. В сумке или рюкзаке у него находится специальное приемо-передающее устройство — ретранслятор. Тем временем сообщник, у которого с собой второй ретранслятор, подходит к машине и касается дверной ручки. СБДА отправляет запрос на поиск брелока. Разумеется, его рядом нет — ведь владелец уже далеко. Но ретранслятор угонщика принимает сигнал машины и, многократно усиливая, передает дальше, на расстояние до нескольких сотен метров. Ретранслятор первого угонщика (что идет с владельцем) принимает сигнал — и его, уже на расстоянии вытянутой руки, «слышит» брелок в кармане владельца. В ответ, как и положено, брелок дает ответ — и он идет уже обратным путем, через ретрансляторы злоумышленников к автомобилю. Двери открыты, можно заводиться и ехать. В связи с характерным принципом действия такой способ угона системы с бесключевым доступом получил прозвище «длинная рука».
На руку угонщикам играют и международные требования безопасности (весьма сомнительные) работы СБДА: будучи однажды заведенным, двигатель уже не заглохнет, пока водитель не заглушит его сам кнопкой Start/stop.
Как закрыть заведенную машину с бесключевым доступом
Штатный алгоритм работы системы бесключевого доступа не предусматривает блокировку дверей извне при работающем двигателе. Проще говоря, оставить машину прогреваться, а самому уйти, заблокировав двери, не получится.
Тем не менее, есть множество официально незадокументированных способов обмануть электронику СБДА. Например, с заведенным двигателем опустить стекло водительской двери, выйти из машины с ключом и дотянуться с улицы до кнопки блокировки дверей в салоне. Затем нажать на кнопку подъема стекла на двери и быстро убрать руку. Универсальный алгоритм описать невозможно, все зависит от конкретной модели автомобиля. Однако всегда нужно помнить, что подобный «фокус» в любой момент может выйти боком самому владельцу.
Бесключевой доступ не работает: возможные причины
- Села батарейка в брелоке. Если СБДА штатная, то машина выдаст соответствующее предупреждение на приборной панели.
- Если система бесключевого доступа не работает на закрытие, с высокой степенью вероятности не до конца захлопнута одна из дверей.
- Бесключевой доступ часто не срабатывает после длительного бездействия (несколько дней простоя). Для активации нужно один раз разблокировать двери через кнопку брелока.
- Сильное загрязнение или обледенение дверных ручек — сенсор не распознает касание. Данный нюанс характерен для дешевых универсальных наборов. Обычно заводская система keyless реагирует даже на касание в перчатке.
Разумеется, помимо перечисленных, возможно множество вариантов явных неисправностей СБДА. Таких, как обрыв проводки, окисление датчиков, сбой блока управления и т.д.
Комментарий эксперта
На один из популярных вопросов по СБДА отвечает Александр Чепелев, директор по послепродажному обслуживанию автохолдинга «Ключавто».
Правда ли, что заводской бесключевой доступ по умолчанию предполагает наличие противоугонного комплекса?
«Формально — нет. Тем не менее, большинство новых автомобилей на рынке сейчас имеют заводской противоугонный комплекс, совмещенный с системой бесключевого доступа. В таком случае брелок-ключ имеет встроенный иммобилайзер. Некоторые автомобильные компании внедряют в систему бесключевого доступа функцию считывания биометрических параметров водителя, и в случае серьезных отклонений будет предложено ввести пароль на мониторе мультимедийной системы. Премиальные автопроизводители оснащают свои автомобили дополнительной технологией, позволяющей приемнику распознавать, действительно ли ключ находится возле автомобиля, или он получает только радиосигнал для разблокировки.
«Ключавто» рекомендует своим клиентам оборудовать автомобиль дополнительным комплексом охранных компонентов, в который входит как электронная защита — пин-код на зажигание или GPS-маяк, — так и механические замки для КПП или руля».
Читайте также:
• Как завести машину с механикой и автоматом правильно?
• Система ESP: что это такое и как работает?
• Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше
• Как устроен круиз-контроль и как правильно его использовать