Инспектору ГИБДД достаточно увидеть факт нарушения автомобилистом, чтобы оформить протокол. Делать дополнительные фотографии или видеозаписи полицейские не обязаны. Действующие правила при оформлении протоколов на нарушающих ПДД водителей объяснил в беседе с Autonews.ru основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.
«Любое нарушение инспектор ГИБДД может зафиксировать визуально. Нигде не прописано, что обязательно должна быть фото-видеофиксация — в том числе для тонировки и шторок. Исключение составляют только те нарушения, которые невозможно определить без технических средств контроля — например, превышение скорости, алкогольное опьянение», — сказал Ильинов.
Он уточнил, что крепкой доказательной базой могут служить рапорт сотрудника ГИБДД с объяснениями, второго инспектора, показания свидетелей, схемы. При этом бывший полицейский признал, что наличие фотографий или видео действительно могут помочь при рассмотрении дел в судах. Поэтому, по его словам, полицейские всегда стараются зафиксировать спорные моменты.
Наличие такой нормы подтвердил и юрист Европейской юридической службы Дмитрий Безделин. Он отметил, что сотруднику ГИБДД достаточно визуально обнаружить правонарушение, так как закон не обязывает сотрудников ГИБДД привлекать понятых или производить видеофиксацию правонарушения.
В свою очередь юрист Арег Оганесян предупредил: если водители считают, что при оформлении нарушения инспекторы не учли каких-либо важных моментов, сфотографировать важные обстоятельства должны сами водители. Например, незаметный из-за дерева знак или скрытая слоем снега дорожную разметку.
«Свидетельских показаний сотрудника ГИБДД, рапортов и протокола обычно бывает достаточно для доказывания. В судебных решениях раз за разом прописывается, что «оснований не доверять показаниям сотрудника ДПС ГИБДД нет. Именно поэтому водителям необходимо позаботиться о предоставлении альтернативных доказательств, таких как фото или видеофиксация», — сказал юрист.
Ранее сообщалось, что до Верховного суда решил дойти владелец Mercedes-Benz, которого инспекторы ГИБДД оштрафовали на 500 руб. за поездку на автомобиле с сильно затонированными стеклами. Водитель установил так называемые шторки — устройства, которые автомобилисты используют как альтернативу тонировке — и успел быстро их снять, но инспектор ГИБДД все равно оформил штраф. По ч.3 ст. 3.1 КоАП — управление автомобилем, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Тонировка с двойными стеклами: новая хитрость, за которую жестко накажут
«Зачем тонировка? По кайфу!» Как водители спорят с ГИБДД
«Цены можно подвинуть на 10–15%». Когда покупать машину
Штрафы за среднюю скорость оказались под угрозой. Что значит критика МВД