По итогам 2023 года Китай впервые обогнал Японию и стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире. Добиться этого китайским компаниям удалось во многом благодаря России: после ухода западных автоконцернов с российского рынка китайские бренды заняли на нем долю, превышающую 60%. Фактически в современной России понятие «китайский автомобиль» и иномарка стали синонимами.
История китайских автомобилей
В 1902 году будущий президент Китая, а в ту пору видный военачальник Юань Шикай приобрел в контролируемом англичанами Гонконге автомобиль и привез его в Пекин, подарив машину вдовствующей императрице Цыси. Авто практически не использовали по назначению: он стал скорее выставочным экспонатом в императорском дворце. Тем не менее он считается первой машиной, появившейся в Китае.
Дальнейшие события развивались стремительно. Синьхайская революция 1911–1912 годов привела к краху империи и попыткам установить в стране республиканскую форму правления. В некоторых регионах эти события стимулировали рост торговли и промышленности. Уже в следующем десятилетии в Китае заработали первые автомобильные заводы — правда, иностранных концернов: Ford, General Motors и Mercedes-Benz.
Этот период закончился в 1937 году с началом японского вторжения. После Второй мировой и последовавшей следом гражданской войны автомобильная промышленность в Китае оказалась полностью уничтожена, и ее пришлось создавать с нуля.
На первоначальном этапе помощь в этом оказывал Советский Союз. В 1953 году был основан Первый автомобильный завод КНР, который до сих пор известен как FAW. Его проектировали по образцу московского предприятия ЗИЛ. Несколькими годами позже заработал Второй автомобильный завод — ныне это компания Dongfeng.
В первое время китайская автомобильная промышленность была сосредоточена на выпуске грузовиков. Массовое производство легковых автомобилей стартовало только в 1980-х, а действительно заметных масштабов выпуск машин в Китае достиг только в 2000-х. В 2009 году Китай стал крупнейшим производителем автомобилей в мире и с тех пор удерживает это положение.
У китайского автопрома есть две важные особенности. Во-первых, все автомобильные корпорации делятся на три типа.
- FAW, Donfeng и Changan принадлежат государству и контролируются напрямую центральным правительством.
- BAIC, Chery, JAC, GAC и SAIC также принадлежат государству, но в лице властей отдельных провинций.
- Geely, Great Wall, BYD и Seres являются частными компаниями.
Вторая особенность китайского автопрома — требование к иностранным концернам создавать с местными корпорациями совместные предприятия, в которых китайской стороне будет принадлежать не менее 50%. Единственным исключением из этого правила является завод Tesla в Шанхае, которым полностью владеет американская корпорация.
Какие китайские марки наиболее популярны в России
На начало 2024 года в России присутствует несколько десятков китайских автомобильных брендов. При этом лишь некоторые из них занимают лидирующие позиции. Autonews.ru отобрал шесть китайских автомобильных компаний, о которых нужно знать.
1. Chery
- За 2023 год продано в России 120 026 машин.
- Самая доступная модель — Tiggo 4 за 2 120 000 руб.
- Представлена брендами Chery, Omoda, Exeed, Jaecoo. Независимо от Chery в России продаются дочерние бренды Kaiyi и Jetour.
Бренд Chery одним из первых пришел на российский рынок. Компания даже организовывала несколько совместных производств для локальной сборки машин, но сейчас все Chery поставляются из Китая. Самыми востребованными стали кроссоверы семейства Tiggo, история которых началась с копирования Toyota RAV4. Шасси для нынешнего поколения машин было разработано совместно с Jaguar Land Rover.
С учетом дочерних брендов, в первую очередь Omoda и Exeed, продажи концерна Chery в 2023 году в России превысили отметку 200 тыс. машин. Таким образом, именно Chery является китайским автопроизводителем № 1 в России. В самом Китае это не самый крупный автоконцерн, хотя и небольшим его нельзя назвать. Так, по итогам 2022 года продажи Chery в Китае и остальном мире превысили 1,2 млн машин. Лидером при этом стал концерн SAIC с результатом 2,7 млн автомобилей.
2. Haval
- За 2023 год продано в России 112 495 машин.
- Самая доступная модель — Haval Jolion за 1 849 000 руб.
- Представлена брендами Haval, Great Wall, Tank, Ora и Wey.
Бренд Haval принадлежит концерну Great Wall Motors, но именно он стал особенно популярным в России. Отчасти это объясняется разумной ценовой политикой, которая обеспечивается наличием местного производства в Туле.
Традиционно Great Wall популярен своими внедорожниками. Сейчас основу продаж делают все же кроссоверы, но марка не отказывается от выпуска рамных машин. В 2023 году в России стартовало новое поколение таких автомобилей под брендом Tank.
Как и Chery, в Китае концерн Great Wall Motors не является лидером по продажам, хотя и входит в число крупнейших. В 2022 году он продал 1,07 млн машин.
3. Geely
- За 2023 год продано в России 94 613 машин.
- Самая доступная модель — Geely Emgrand за 1 959 900 руб.
- Представлена брендом Geely. Также в России присутствует дочерний бренд Livan, а серые дилеры активно везут электромобили Zeekr от концерна Geely.
Марка Geely выделяется среди других китайских автопроизводителей тем, что эта корпорация первой начала мировую экспансию с покупки иностранных автопроизводителей. В 2009 году Geely приобрела шведскую Volvo Cars, а в настоящий момент владеет также британской фирмой Lotus. Кроме того, Geely — один из крупных акционеров концерна Mercedes.
Все это позволило Geely получить доступ к современным европейским технологиям и стать одним из лидеров среди китайских автоконцернов. В 2022 году продажи корпорации превысили 2,3 млн машин.
У Geely есть совместное предприятие в Белоруссии, откуда машины могут поставляться в Россию без уплаты таможенных пошлин. Пока там собирают кроссоверы Coolray первого поколения, но в 2024 году ожидается локализация седанов Emgrand.
4. Changan
- За 2023 год продано в России 48 269 машин
- Самая доступная модель — Alsvin за 1 720 000 руб.
- Помимо бренда Changan, в России представлен суббренд Uni, а также серые дилеры предлагают электромобили Avatr.
Changan является компанией, которая спорит за звание старейшего производителя Китая. Она была основана более 150 лет назад еще в имперский период, но до второй половины XX века производила не автомобили, а в основном оружие.
В настоящий момент Changan — один из самых массовых автомобильных брендов из КНР. Это связано не столько с высокими общими продажами концерна, сколько с тем, что в отличие от конкурентов Changan не стремится к дроблению модельного ряда на множество отдельных марок.
До 2023 года в России бренд не был широко представлен, но в 2023 году на рынок вышло сразу несколько новых моделей, дилерская сеть стала расти, а продажи увеличились в 18,7 раз, что вывело бренд на четвертое по популярности место среди китайских автопроизводителей. Во всем мире продажи концерна Changan в 2022 году составили 1,87 млн машин.
5. JAC
- За 2023 год продано в России 12 045 машин.
- Самая доступная модель — JAC JS3 за 1 799 000 руб.
- В России JAC продает машины под собственным брендом, а также поставляет машинокомплекты для автомобилей «Москвич» и Sollers.
По китайским меркам JAC является относительно небольшим автопроизводителем. Его суммарные продажи за 2022 год составили около полумиллиона машин, что сравнимо, например, с планами Lada на 2024 год. Уступая лидерам китайского автопрома в объемах, JAC предлагает партнерам более гибкий подход. Так, в самом Китае компания продала свое электромобильное направление концерну Volkswagen, а в России стала главным партнером для таких марок, как «Москвич» и Sollers.
Таким образом, если суммировать продажи готовых автомобилей JAC, а также поставленных машинокомплектов, то окажется, что в прошлом году этот концерн реализовал не 12 тыс. автомобилей, а вдвое больше и очевидно намерен увеличить свою долю в 2024 году.
6. FAW
- За 2023 год продано в России 5722 машин.
- Самая доступная модель — Bestune T55 за 2 411 000 руб.
- Помимо марки FAW, компания представлена в России премиальными автомобилями Hongqi.
Концерн FAW является старейшим автопроизводителем Китая и вторым по величине после шанхайского SAIC. При этом основной его деятельностью является производство машин иностранных брендов на совместных предприятиях. Автомобилей собственных марок FAW продает не так много — в 2022 году их реализовали только 555 тыс.
В России FAW интересен тем, что в 2023 году вывел на рынок свой премиальный бренд Hongqi, чьи автомобили призваны заменить ушедшие Mercedes, BMW и Audi. Кроме того, именно FAW в Китае выпускает бюджетные модели концерна Volkswagen под брендом Jetta, которые стали одними из лидеров по поставкам через параллельный импорт.
Машину какой китайской марки выбрать
Почти все представленные в России китайские автопроизводители выпускают автомобили уже несколько десятилетий и за последние годы обновили свои модельные ряды и модернизировали производства.
Главной проблемой на этом фоне может стать дефицит запчастей и специалистов по обслуживанию и ремонту. Поэтому выбор лучше делать в пользу тех брендов, которые уже давно присутствуют на рынке, имеют развитую дилерскую сеть и склады запчастей.