Характеристика ЗМЗ-402
Основные характеристики ЗМЗ-402 приведены ниже.
- Объем: 2,4 литра
- Мощность и крутящий момент: 95-100 л.с. (в зависимости от модификации), 182 Нм
- ГРМ: верхнеклапанный, с нижним расположением распредвала (OHV) и приводом через штанги и коромысла. 2 клапана на цилиндр.
- Диаметр цилиндра/ход поршня: 92/92
- Степень сжатия: 8,2:1
- Тип топлива: бензин с октановым числом от 76 до 92 (в зависимости от модификации)
Преимущества двигателя ЗМЗ-402
За почти сорокалетнюю историю «четыреста второго» он претерпевал множество изменений и имел ряд модификаций. Некоторые из которых имели ощутимые отличия от исходной версии. Тем не менее, если за точку отсчета взять наиболее распространенный вариант 402.10 (для «Волг», «Газелей» и «Соболей» на 92-м бензине), базовые плюсы будут заключаться в следующем.
- Неприхотливость к качеству топлива. Даже рассчитанные на 92-й бензин версии ЗМЗ-402 вполне долго «выживали» на 76-м при необходимости.
- Возможность быстрого капитального ремонта цилиндро-поршневой группы. Для 402-го имелось целых 5 ремонтных размеров ЦПГ. Простоте процедуры способствовал и конструктив с легко извлекаемыми гильзами. Что позволяло «раскидать» мотор прямо во дворе, используя самый обычный слесарно-гаражный инструмент.
- Дешевизна и распространенность запчастей. Выпуск ЗМЗ-402 прекратился относительно недавно, в 2017 году. До сих пор в любом магазине автозапчастей, специализирующемся на марках ГАЗ и УАЗ, легко найдется большинство самых ходовых деталей на данный мотор.
- Неплохая тяга на низких оборотах, что обусловлено старой архитектурой ГРМ. С таким мотором даже груженые «Газели» трогались относительно легко.
Недостатки двигателя ЗМЗ-402
Несмотря на длинный послужной список, недостатков у долгожителя Заволжского моторного завода более чем хватало. Среди них числятся следующие минусы.
- Общая низкая надежность. Здесь можно долго рассуждать о конкретных «болячках» ЗМЗ-402, но даже двигатель-наследник 406-й модели, который тоже далеко не идеален в плане надежности, владельцы характеризуют куда более лестно. Сильная склонность к перегреву и деформации блока цилиндров, слабые резьбы болтов ГБЦ, падение тяги при недогреве, ненадежное зажигание, проблемы с заводкой, прогревом и холостым ходом — все это капля в море врожденных проблем 402-го.
- Низкая технологичность. Прежде всего проявляется в виде очень невысокой мощности в переложении на расход топлива. 20 литров бензина на сотню километров в городском режиме — норма для ЗМЗ-402. Приемистостью на скорости двигатель тоже не отличается. Также мотор имеет крайне малые интервалы между плановыми регулировками клапанных зазоров: всего 10-15 тыс. км.
- Постоянные подтекания уплотнений. Особенно досаждает владельцам сальниковая набивка коленвала. Именно в эпоху моторов с набивками, включая заволжский образец, родилась присказка про «если масло не течет, значит уже все вытекло».
Сальниковая набивка — устаревший аналог современных резиновых сальниковых манжет. Между корпусом агрегата и уплотняемым валом прокладывался пропитанный маслом шнур из волокнистого материала. При малейшем несоответствии заводских параметров работы (например, небольшом повышении давления картерных газов) такое уплотнение не могло удержать масло в пределах агрегата и давало течь.
По общему мнению большинства автовладельцев, имевших опыт эксплуатации как 402, так и 406 мотора, последний несравнимо более прогрессивный и надежный. Также бытует неподтвержденная версия (которая вполне имеет основания быть правдой), что именно огромное количество рекламаций на ЗМЗ-402 в итоге вынудило завод перейти на производство 406-й модели, а не продолжать модифицировать давно устаревшую конструкцию.
Устройство двигателя ЗМЗ-402
Двигатель ЗМЗ-402 является четырехцилиндровым рядным четырехтактным бензиновым двигателем объемом 2,4 литра. Газораспределительный механизм верхневальный, с 2 клапанами на цилиндр, приводимыми штангами и коромыслами. Головка блока цилиндров и сам блок с «мокрыми» гильзами выполнены из алюминия. Система питания карбюраторная. Система зажигания бесконтактная, с коммутатором и датчиком-распределителем. Характерной особенностью мотора является текстолитовая малошумная шестерня привода газораспределительного механизма.
Общая схема устройства двигателя ЗМЗ-402 в разрезе приведена ниже.
Регулировка клапанов ЗМЗ-402
Газораспределительный механизм ЗМЗ-402 не имеет гидрокомпенсаторов, что обуславливает необходимость регулировки клапанов. Выполнять эту процедуру предписано каждые 10-15 тыс. километров. Подробное описание этапов можно найти в руководстве по ремонту, а общий алгоритм выглядит так.
- Снять клапанную крышку и ее прокладку.
- Установить первый цилиндр в ВМТ, сверив третью метку шкива с меткой на крышке шестерен.
- Ослабить контргайку регулировочного винта клапана и открутить винт на пару оборотов.
- Вставить между стержнем клапана и коромыслом щуп. Начать закручивать регулировочный винт до момента начала проскальзывания щупа с небольшим усилием.
- Затянуть контргайку и повторить процедуру на втором клапане первого цилиндра.
- Повернуть коленвал на 180 градусов и повторить процедуру на 2, 4 и 3 цилиндре (последовательность важна).
- Для регулировки необходимо использовать два щупа. Для первого цилиндра — толщиной 0,35-0,4 мм, для остальных — 0,4-0,45 мм.
История двигателя ЗМЗ-402
Индекс «402» модернизированному двигателю Заволжского моторного завода присвоили в середине 80-х годов, заменив им базовую версию в виде ЗМЗ-24Д образца 1968 года. Тот же, в свою очередь, вовсе ведет историю от мотора ГАЗ-21 созданного в 50-х.
Серийный ЗМЗ-24Д, который с полным правом можно назвать «дорестайлинговой» версией 402-го, имел относительно прогрессивную конструкцию для своего времени. Сначала даже устанавливалась система управления вентилятором по датчику, как на современных автомобилях. Правда, реализовать идею с должной эффективностью не вышло, и инновацию упразднили менее чем через 5 лет после начала выпуска первых партий. Зато система зажигания на протяжении всего выпуска была электронной (с простеньким коммутатором), а полностью алюминиевый двигатель с добавлением в сплав смолы был в новинку даже в Штатах, задававших в те времена тон всей мировой автоиндустрии. Правда, с применением крылатого металла не обошлось без сопутствующих технологических проблем, которые преследовали 402-ю серию все десятилетия конвейерной жизни. Но сам факт, без сомнения, любопытен.
Более поздняя версия ЗМЗ-24Д с индексом уже 402.10 получила ряд не глобальных доработок. А вот последующих вариаций, множащихся с ростом количества использовавших ЗМЗ-402 платформ, хватало. Так, в различные временные промежутки выпускались модификации под низкооктановый 76-й бензин (3M3-4021.10, а затем, в более поздний период, аналогичные 3M3-4025.10 и 3M3-4026.10), версия для работы на сжиженном газе (ЗМЗ-4027.10) и модификация с форкамерно-факельной системой зажигания — 3M3-4022.10.
Практические отличия ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406. Что лучше?
Как упоминалось ранее, прямым наследником 402-го мотора является ЗМЗ-406. Несмотря на небольшие различия в индексе и всю ту же общую базу из 50-х, между агрегатами лежит технологическая пропасть. У последователя уже куда более современная архитектура: он верхневальный, 16-клапанный, имеет гидрокомпенсаторы, а также электронно-управляемую систему впрыска и зажигания.
Коротко перечислим главные различия ЗМЗ-402 и ЗМЗ-406 с точки зрения эксплуатации.
- Ощутимо более высокая мощность: более 130 л.с. у ЗМЗ-406 против 100 у самых производительных версий 402-го. При этом средний расход у последнего все равно выше, а динамика двух условных «Волг» будет значительно отличаться в пользу машины с более современным двигателем.
- В ритме современной эксплуатации ресурс ЗМЗ-402 до капремонта в большинстве случаев ниже, чем таковой у последователя. Средний порядок цифр (разумеется, очень условный): 150-200 у первого и 300-400 тысяч у второго.
- Расход масла у 402-й модели может достигать литра на тысячу километров пробега. В случае 406-го этот показатель намного ниже и в среднем не превышает 0,3 литра.
- Общая надежность конструкции. И снова сравнение далеко не в пользу ЗМЗ-402. Постоянная необходимость регулировать клапаны, зажигание, контролировать сальниковую набивку, разбираться с карбюратором, бороться с плавающими оборотами (конструктивный просчет впуска) и еще огромное количество нюансов — все это заполняет обычные будни владельца машины с 402-м мотором.
Разумеется, ЗМЗ-406 тоже далеко не эталон инженерной мысли. Но конструкторская работа над ошибками в этом двигателе была проделана очень большая, что повлияло на репутацию 406-го, в сравнении с предшественником, самым положительным образом.
Читайте также:
Двигатель внутреннего сгорания: что это и как работает. 5 интересных фактов
Дизельный двигатель: как он устроен, его плюсы и минусы
Какое масло заливать в двигатель: дизельный, бензиновый, с большим пробегом
Что такое контрактный двигатель и нужно ли оформлять замену в ГИБДД