В 2023 году продажи новых электромобилей в России увеличились в 4,7 раза и превысили 14 тыс. штук. Впервые лидерство на рынке захватили машины китайских брендов или с китайскими корнями. Это общемировой тренд: в последнем квартале 2023 года китайский концерн BYD обогнал американскую компанию Tesla по продажам электромобилей и впервые вышел на первое место в мире.
История китайских электромобилей
Первые электромобили в мире появились еще в 19 веке, даже раньше возникновения машин с двигателями внутреннего сгорания. Несколько десятилетий они спорили с бензиновыми и паровыми аналогами за предпочтения покупателей, привлекая клиентов низким уровнем шума, комфортом, а также отсутствием необходимости переключать передачи.
Известный факт: Генри Форд для своей жены купил именно электромобиль от конкурирующей компании, так как оценил удобство и простоту управления. Однако с самого начала электромобили были ограничены в использовании из-за малого запаса хода. С развитием междугородних дорог этот недостаток стал критическим, и к концу 1930-х годов массовое производство электромобилей в мире прекратилось.
Новый интерес к электрическим машинам возник уже в 21 веке, на сей раз в связи с экологической повесткой. В это самое время Китай активно развивал свою промышленность, в том числе электронику и автомобилестроение.
Как оказалось, у производителей в КНР есть как минимум два естественных преимущества при производстве электрических автомобилей. Во-первых, в Китае только предстояло построить новые автомобильные заводы, и их сразу можно было проектировать под выпуск электрического транспорта. В Европе, Америке и Японии заводы уже были, и их потребовалось бы перестраивать.
Во-вторых, из-за развития радио-электронной промышленности в Китае начали создавать масштабную отрасль по выпуску аккумуляторов. Эти элементы питания, а также опыт их производства, очень пригодились при создании батарей уже для электромобилей.
Помимо двух упомянутых объективных факторов, развитию китайского электромобилестроения помогла государственная политика Китая, направленная на поддержку производства машин на новых источниках энергии (NEV). Под это понятие попали чистые электромобили на аккумуляторах, подзаряжаемые гибриды, а также машины на водороде.
К 2023 году стало ясно, что водородные автомобили выпускаются штучно, а полностью батарейные автомобили постепенно вытесняют подзаряжаемые гибриды с рынка. Сейчас Китай лидирует про производству и продажам электромобилей. Вот самые заметные в России бренды.
7 лучших китайских электромобилей
1. Zeekr
- Продано в 2023 году в России: 3741 машины
- Самая доступная модель: Zeekr X за 3,7 млн руб.
- Головной концерн: Geely
Бренд Zeekr появился всего несколько лет назад, но в 2023 году стал лидером по продажам в России. Силами серых дилеров продан 3741 автомобиль этой марки, а ввезено еще больше. В первом полугодии бестселлером стал большой хетчбэк 001, но вскоре его дополнил минивэн 009, а также компактный кроссовер Zeekr X. В 2024 году модельную гамму дополнит относительно доступный спорт-седан 007.
Zeekr — это премиальная марка электромобилей о Geely. По информации Autonews.ru, из-за наличия иностранных инвесторов и планов мировой экспансии, Zeekr не может официально прийти в Россию, что не мешает поставкам таких машин по каналам параллельного импорта.
Помимо Zeekr, Geely выпускает в Китае широкий спектр других электромобилей, начиная от относительно бюджетной линейки Geometry и заканчивая формально европейскими марками Polestar, Lotus и даже некоторыми электрическими моделями Volvo.
2. BYD
- Продано в 2023 году в России: 508 машин
- Самая доступная модель: BYD Seagull от 2,2 млн руб.
- Головной концерн: Geely
Концерн BYD уникален тем, что он еще в 1990-е начал с производства аккумуляторов для электротехники, и лишь затем пришел к выпуску собственно автомобилей. По итогам последнего квартала 2023 года BYD стал мировым лидером по продажам электрических машин.
В Россию компания пока полномасштабно не заходила, что связано отчасти с тем, что многие модели BYD относятся с доступному и среднему ценовым сегментам, а из-за таможенных пошлин, налогов и стоимости доставки на российском рынке они оказываются не сильно дешевле более продвинутых конкурентов. Однако очевидно, что со временем доля BYD будет увеличиваться.
Компания активно расширяет модельный ряд, в том числе за счет новых электрических седанов и кроссоверов. По характеристикам они не уступают аналогам от Tesla, но стоят порой на треть дешевле.
3. Avatr
- Продано в 2023 году в России: 57 машин
- Самая доступная модель: Avatr 11 за 5,3 млн руб.
- Головной концерн: Changan
Электромобили Avatr — это премиальные машины, которые являются совместным продуктом китайского автогиганта Changan и производителя электроники Huawei. В 2023 году первую модель, кроссоверы Avatr 11 стали активно завозить по параллельному импорту, а в 2024 году к ней присоединился седан Avatr 12.
Осенью 2023 года представители Changan в Ките признавались корреспонденту Autonews.ru в том, что планируют начать в 2024 году официальные поставки марки в Россию, однако пока окончательное решение на этот счет не принято. Тем не менее, в самом Китае, да и в других странах мира автомобили Chengan благодаря своей технической продвинутости и дизайну пользуются все большим спросом.
4. Voyah
- Продано в 2023 году в России: 707 машин
- Самая доступная модель: Voyah Free EV за 9,14 млн руб.
- Головной концерн: Dongfeng
Бренд Voyah является продуктом китайского концерна Dongfend, официально представленным в России силами компании «Моторинвест». Он поставляет три модели: кроссовер Free, седан Passion и минивэн Dream. Их особенность в том, что покупателям во всех трех случаях предлагается выбор между полностью электрическими версиями и вариантами с подзаряжаемой гибридной силовой установкой на основе 1,5-литрового мотора.
При этом автомобили Voyah ввозят не только официальные, но и серые дилеры, в том числе по предзаказу. В таком случае они обходятся дешевле.
5. Evolute
- Продано в 2023 году в России: 2 028 машин
- Самая доступная модель: Evolute i-Pro за 2,99 млн руб.
- Головной концерн: Dongfeng
Формально марка Evolute считается российской, а сами автомобили производятся на заводе уже упомянутой компании «Моторинвест» в Липецкой области. Но в их основе, и это всерьез никто не скрывают, лежат машину концерн Dongfeng.
Главное преимущество Evolute в том, что эта марка предлагает в России относительно бюджетные модели китайских электромобилей. Снизить их стоимость в сравнении с предложениями серых дилеров позволяет локальная сборка, дающая в том числе доступ к льготным автокредитам для покупателей. Благодаря этому, модели Evolute спорят с кроссовером «Москвич 3е» за звание самых доступных новых электромобилей в России.
6. Hongqi
- Продано в 2023 году в России: 48 машин
- Самая доступная модель: E-HS9 за 9,5 млн руб.
- Головной концерн: FAW
Китайская марка Hongqi вышла на российский рынок только в 2023, причем упор сделан на достаточно консервативные бензиновые модели, которые призваны заменить ушедшие европейские марки. Однако флагманом старейшего китайского премиального бренда остается кроссовер E-HS9, который изначально сделан полностью электрическим.
Hongqi переводится как «Красное знамя» и изначально специализировался на выпуске лимузинов для высшего руководства компартии Китая. Теперь модельная гамма расширена, в том числе за счет электромобилей. Характеристики не самые передовые, но марка подкупает соотношением цены и качества материалов отделки интерьера и списком опций, а также дизайном, вызывающим ассоциации с Rolls-Royce.
7. NIO
- Продано в 2023 году в России: нет данных
- Самая доступная модель: ET 5 за 6 млн руб.
- Головной концерн: NIO
Марка NIO — одна из самых известных среди новых китайских электромобильных стартапов мировую известность ей принес проект NIO ET9, ставший в свое время самым быстрым электромобилем в мире, а также участие в гонках Формулы Е, где в первом сезоне победил пилот именно этого бренда Нельсон Пике-младший.
NIO часто называют китайской Tesla, и по части технологий марка и правда соперничает с американской компанией. Продажи растут, но пока в лидеры NIO не выходит.
Особенностью электромобилей NIO является то, что в них предусмотрена быстрая смена батарей. У такой концепции есть сразу два преимущества. Во-первых, покупателям предлагают купить машину со значительной скидкой, но без блока аккумуляторов: последний берется в аренду за умеренную ежемесячную плату.
Во-вторых, в таком случае владельцу не надо тратить много времени на зарядку батареи: он заезжает на специальную станцию, где севший блок за несколько минут меняется на заряженный, после чего можно продолжать движение. Технология, правда, работает только в странах, где есть такие станции, а это пока только Китай.
На что обратить внимание при выборе китайского электромобиля
При покупке китайского электромобиля в первую очередь нужно обратить внимание на тип аккумуляторов, используемых в тяговых батареях. В КНР в последние годы широкое распространение получили литий-железо-фосфатные аккумуляторы, знать особенности которых важно в первую очередь для покупателей в России.
Плюсом таких батарей является их низкая стоимость, что особенно актуально для бюджетных моделей. Также считается, что у них высокий ресурс и срок службы.
Минусы также присутствуют. Главный для России — потеря емкости в мороз. При потеплении свойства батареи восстанавливаются, но зимой запас хода может быть в несколько раз ниже, чем летом. Второй минус не столь критичен — такие батареи тяжелее более продвинутых, в частности Литий-никель-марганец-кадмиевых.
Какие новые автомобили появятся в России в 2024 году: список и прогнозы
«Китайцы» и не только. 13 главных зимних автоновинок для России
ТОП-7 лучших хетчбэков: характеристики и фото
6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности