Несмотря на завидные продажи, темпы роста сегмента EV сократились. По информации аналитиков «Автостат», доля электрокаров в общем объеме продаж новых легковых автомобилей в России снизилась до 1,1%.
История китайских электромобилей
Первые электромобили в мире появились еще в 19 веке, даже раньше возникновения машин с двигателями внутреннего сгорания. Несколько десятилетий они спорили с бензиновыми и паровыми аналогами за предпочтения покупателей, привлекая клиентов низким уровнем шума, комфортом, а также отсутствием необходимости переключать передачи.
Известный факт: Генри Форд для своей жены купил именно электромобиль от конкурирующей компании, так как оценил удобство и простоту управления. Однако с самого начала электромобили были ограничены в использовании из-за малого запаса хода. С развитием междугородних дорог этот недостаток стал критическим, и к концу 1930-х годов массовое производство электромобилей в мире прекратилось.
Новый интерес к электрическим машинам возник уже в 21 веке, на сей раз в связи с экологической повесткой. В это самое время Китай активно развивал свою промышленность, в том числе электронику и автомобилестроение.
Как оказалось, у производителей в КНР есть как минимум два естественных преимущества при производстве электрических автомобилей. Во-первых, в Китае только предстояло построить новые автомобильные заводы, и их сразу можно было проектировать под выпуск электрического транспорта. В Европе, Америке и Японии заводы уже были, и их потребовалось бы перестраивать.
Во-вторых, из-за развития радио-электронной промышленности в Китае начали создавать масштабную отрасль по выпуску аккумуляторов. Эти элементы питания, а также опыт их производства, очень пригодились при создании батарей уже для электромобилей.
Помимо двух упомянутых объективных факторов, развитию китайского электромобилестроения помогла государственная политика Китая, направленная на поддержку производства машин на новых источниках энергии (NEV). Под это понятие попали чистые электромобили на аккумуляторах, подзаряжаемые гибриды, а также машины на водороде.
К 2023 году стало ясно, что водородные автомобили выпускаются штучно, а полностью батарейные автомобили постепенно вытесняют подзаряжаемые гибриды с рынка. Сейчас Китай лидирует про производству и продажам электромобилей. Вот самые заметные в России бренды.
7 лучших китайских электромобилей
1. Zeekr
- Продано в 2024 году в России: 7 623 ед.
- Головной концерн: Geely
Бренд Zeekr появился всего несколько лет назад, но два года подряд становится абсолютным лидером продаж в России в сегменте электрифицированных автомобилей.
Zeekr — это премиальная марка электрокаров от Geely. По информации Autonews.ru, из-за наличия иностранных инвесторов и планов мировой экспансии, Zeekr не может официально прийти в Россию, что не мешает поставкам таких машин по каналам параллельного импорта.
Кстати, Geely выпускает в Китае широкий спектр и прочих электромобилей, начиная от относительно бюджетной линейки Geometry и заканчивая формально европейскими марками Polestar, Lotus и даже некоторыми электрическими моделями Volvo.
2. BYD
Концерн BYD уникален тем, что он еще в 1990-е начал с производства аккумуляторов для электротехники, и лишь затем пришел к выпуску собственно автомобилей.
В Россию компания пока полномасштабно не заходила, что связано отчасти с тем, что многие модели BYD относятся с доступному и среднему ценовым сегментам, а из-за таможенных пошлин, налогов и стоимости доставки на российском рынке они оказываются не сильно дешевле более продвинутых конкурентов. Однако очевидно, что со временем доля BYD будет увеличиваться.
Компания активно расширяет модельный ряд, в том числе за счет новых электрических седанов и кроссоверов. По характеристикам они не уступают аналогам от Tesla, но стоят порой на треть дешевле.
3. Avatr
Головной концерн: Changan
Электромобили Avatr — это премиальные машины, которые являются совместным продуктом китайского автогиганта Changan и производителя электроники Huawei.
Еще в 2023 году первую модель, кроссоверы Avatr 11 стали активно завозить по параллельному импорту, а в 2024 году к ней присоединился седан Avatr 12. В 2025 году бренд начал официальные поставки моделей в Россию.
4. Voyah
Головной концерн: Dongfeng
Бренд Voyah является продуктом китайского концерна Dongfend, официально представленным в России силами компании «Моторинвест». Он поставляет три модели: кроссовер Free, седан Passion и минивэн Dream. Их особенность в том, что покупателям во всех трех случаях предлагается выбор между полностью электрическими версиями и подзаряжаемыми гибридными установкам на основе 1,5-литрового мотора.
При этом автомобили Voyah ввозят не только официальные, но и серые дилеры, в том числе по предзаказу. В таком случае они обходятся дешевле.
5. Evolute
Головной концерн: Dongfeng
Формально марка Evolute считается российской, а сами автомобили производятся на заводе уже упомянутой компании «Моторинвест» в Липецкой области. Но в их основе, и это всерьез никто не скрывает, лежат машины концерна Dongfeng.
Главное преимущество Evolute в том, что эта марка предлагает в России относительно бюджетные модели электромобилей. Снизить их стоимость позволяет локальная сборка, дающая в том числе доступ к льготным автокредитам для покупателей. Благодаря этому, модели Evolute спорят с кроссовером «Москвич 3е» за звание самых доступных новых электромобилей в России.
6. Hongqi
Головной концерн: FAW
Китайская марка Hongqi вышла на российский рынок только в 2023, причем упор сделан на достаточно консервативные модели, которые призваны заменить ушедшие европейские марки. Однако флагманом старейшего китайского премиального бренда остается кроссовер E-HS9.
Hongqi переводится как «Красное знамя» и изначально специализировался на выпуске лимузинов для высшего руководства компартии Китая. Теперь модельная гамма расширена, в том числе за счет электромобилей. Характеристики не самые передовые, но марка подкупает соотношением цены и качества материалов отделки интерьера и списком опций, а также дизайном, вызывающим ассоциации с Rolls-Royce.
7. NIO
Марка NIO — одна из самых известных среди новых китайских электромобильных стартапов мировую известность ей принес проект NIO ET9, ставший в свое время самым быстрым электромобилем в мире, а также участие в гонках Формулы Е, где в первом сезоне победил пилот именно этого бренда Нельсон Пике-младший.
NIO часто называют китайской Tesla, и по части технологий марка и правда соперничает с американской компанией. Продажи растут, но пока в лидеры NIO не выходит.
Особенностью электромобилей NIO является то, что в них предусмотрена быстрая смена батарей. У такой концепции есть сразу два преимущества. Во-первых, покупателям предлагают купить машину со значительной скидкой, но без блока аккумуляторов: последний берется в аренду за умеренную ежемесячную плату.
Во-вторых, в таком случае владельцу не надо тратить много времени на зарядку батареи: он заезжает на специальную станцию, где севший блок за несколько минут меняется на заряженный, после чего можно продолжать движение. Технология, правда, работает только в странах, где есть такие станции, а это пока только Китай.
На что обратить внимание при выборе китайского электромобиля
При покупке китайского электромобиля в первую очередь нужно обратить внимание на тип аккумуляторов, используемых в тяговых батареях. В КНР в последние годы широкое распространение получили литий-железо-фосфатные аккумуляторы, знать особенности которых важно в первую очередь для покупателей в России.
Плюсом таких батарей является их низкая стоимость, что особенно актуально для бюджетных моделей. Также считается, что у них высокий ресурс и срок службы.
Минусы также присутствуют. Главный для России — потеря емкости в мороз. При потеплении свойства батареи восстанавливаются, но зимой запас хода может быть в несколько раз ниже, чем летом. Второй минус не столь критичен — такие батареи тяжелее более продвинутых, в частности Литий-никель-марганец-кадмиевых.