История российских автомобилей
Днем рождения автомобиля считается 29 января 1886 года. Уже в летом 1896 года российские изобретатели и предприниматели Фрезе и Яковлев представили первый российский автомобиль. Правда, наладить его выпуск в заметных объемах тогда не удалось.
Это не помешало возникновению до 1917 года в Российской Империи собственной автомобильной промышленности. Самой успешной маркой стала «Руссо-Балт», правда и ее объемы производства суммарно исчисляются сотнями выпущенных за несколько лет машин. Важно отметить, что для начала XX века это были нормальные объемы производства.
Правила игры изменил Генри Форд, который первым в автомобильной промышленности применил конвейерный метод производства и вышел на привычные для современности объемы выпуска. Не случайно, именно на Форда ориентировалась уже советская автомобильная промышленность, создаваемая в период индустриализации.
В первые десятилетия советский автопром ориентировался преимущественно на выпуск грузовых автомобилей, которые были необходимы в том числе на стройках новых автомобильных фабрик. Буквально — были нужны машины для того, чтобы строить заводы по выпуску машин.
Первые легковые автомобили производились также в первую очередь для нужд государственных учреждений и в минимальном количестве поступали в частное пользование. Личные автомобили стали относительно массовым явлением только после Великой отечественной войны.
Первыми массовыми легковыми автомобилями стали послевоенные «Москвичи» и «Победы», а позже «Волги». Но настоящей революцией стало строительство Волжского автозавода.
На момент постройки Волжский автозавод стал крупнейшим предприятием по выпуску легковых автомобилей в мире. Другие концерны производили больше машин, но не на одном заводе, а сразу на нескольких.
Также развивалось производство «Москвичей», «Волг», а на Украине «Запорожцев», «Таврий» и ЛуАЗов. Микроавтобусы в СССР начали выпускать в Риге и Ереване.
С распадом Советского союза и падением плановой экономике уже российский автопром резко вырос в количестве выпускаемых машин и значительно потерял в их качестве: при СССР машины были дефицитом, и заводы любой ценой стали стремиться удовлетворить спрос. Это пагубно сказалось на имидже российских машин, восстанавливать который пришлось уже в XXI веке.
Начиная с конца 1990-х в Россию пришли мировые автопроизводители, которые стали открывать свои производства. Выпускаемые ими модели новыми стоили дороже моделей отечественных марок, но быстро стали насыщать и вторичный рынок, составляя там уже ценовую конкуренцию машинам Lada.
В итоге уже отечественным маркам пришлось подтягивать качество своей продукции до мирового уровня. К началу 2022 года на рынке хватало места и иномаркам российской сборки, и традиционным брендам. Однако из-за станционного давления иностранные производители ушли из России, а отечественный автопром столкнулся с необходимостью конкурировать уже с китайскими автомобилями.
Тем не менее, на начало 2024 года в России существует семь национальных автомобильных брендов, которые выпускают пассажирские автомобили, управлять которыми можно с водительским удостоверением категории «B». То есть легковые машины, не грузовики и не автобусы.
Lada
- Самый доступный автомобиль: Lada Granta
- Цена: От 699 900 руб.
Бренд Lada принадлежит компании АвтоВАЗ, основным активом которой является Волжский автозавод. Также ею контролируются Ижевский автозавод, бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге и бывшее предприятие GM-AvtoVAZ в Тольятти.
В настоящий момент в производстве остаются три модельные линейки. Это семейство Lada Granta, самый доступный новый автомобиль на российском рынке, цена которого стартует с 699 900 руб. Даже в богатом исполнении такие автомобили стоят примерно 1 млн руб. Главным их недостатком можно считать то, что морально они уже устарели, а также отсутствие автоматической трансмиссии.
Более современной является Lada Vesta. Автоматическая трансмиссия вернется на эту модель только в марте 2024 года, но уже сейчас это самый современный отечественный автомобиль с просторным салоном, хорошей управляемостью и богатым списком опций.
Наконец, продолжается выпуск Lada Niva как в классической версии Legend, так и в варианте Travel — рестайлинговой версии Chevrolet Niva. В 2024 году этим машинам обещают новый 1,8-литровый мотор.
ГАЗ
- Самый доступный автомобиль: «Соболь»
- Цена от 1,8 млн руб.
Старейшее производство пассажирских автомобилей в России в настоящий момент осуществляется на Горьковском автозаводе. Седаны «Волга» и «Чайка» там сейчас не выпускаются, зато делают микроавтобусы под именем «Соболь», которые вполне могут подойти на роль семейных автомобилей.
«Соболи» бывают двух поколений. Оригинальную модель еще можно найти по цене от 1,75 млн руб. Ее же полноприводная версия обойдется примерно в 2,2 млн руб. Наконец, новинкой российского рынка является «Соболь NN». Это принципиально новая машина с существенно улучшенными потребительскими качествами. Правда, полный привод для нее пока не полагается, а самый доступный вариант микроавтобуса обойдется в 3 575 000 руб.
Sollers
- Самый дешевый автомобиль: ST6
- Цена от 2,4 млн руб.
Компания Sollers возникла в результате отделения «Северсталь-Авто» от металлургической компании «Северсталь». Долгие годы Sollers выпускал «УАЗы» и собирал на своих заводах иномарки, включая Ford. Fiat, Mazda, SsangYong и Toyota. После ухода всех этих иномарок с российского рынка, компания купила лицензии на выпуск моделей китайского концерна JAC под собственным брендом. Так появились автомобили с собственным именем Sollers.
Сейчас модельный ряд состоит из трех линеек. Это пикапы Sollers ST6 на базе JAC T6, легкие грузовички Argo, а также фургоны и микроавтобусы Atlant. Плюсом компании можно назвать тот факт, что она купила права на доработку и модернизацию автомобилей и активно осуществляет их локализацию, в том числе осваивая выпуск двигателей.
УАЗ
- Самая доступная модель: UAZ Hunter
- Цена от: 1 430 00 руб.
Ульяновский автозавод исторически выпускает серьезные внедорожники, сначала модели ГАЗ, а затем и собственные разработки. Он входит в концерн Sollers, но сохранил собственную, историческую марку.
Сейчас это три модельные линейки. Самой старой, если считать с момента запуска в производство является линейка микроавтобусов, фургонов и небольших грузовиков, которые в среде автомобилистов более всего известны как «Буханки» и «Головастики».
Чуть новее семейство внедорожников UAZ Hunter, конструкция которых не сильно изменилась с 469-ой модели, дебютировавшей на УАЗе в начале 1970-х годов. Наконец, на вершине гаммы стоит более комфортабельный UAZ Patriot, но и он разрабатывался с конца 1980-х годом и уже может считаться устаревшим.
Aurus
- Самая доступная модель: Senat
- Цена от: 43 млн руб.
Российская марка Aurus создавалась с прицелом на государственный заказ для первых лиц страны. Однако почти с самого начала было объявлено, что как минимум не бронированные варианты автомобилей станут доступны и для свободной продажи.
Сейчас предлагаются седаны Senat и кроссоверы Komendant, в перспективе также возможно появление микроавтобусов Arsenal. Стоимость на Senat и Kommendant стартует примерно от 43 млн руб., но надо учесть, что такие машины создаются по индивидуальным заказам и их конечная цена может сильно превышать базовую.
Машины Aurus собираются на заводе в Татарстане, а их кузова сваривает прилегающий цех завода Sollers. Мощность производства — до 5 000 машин в год. Не так давно глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал, что в будущем линейка Aurus будет расширена за счет более доступных моделей представительского и бизнес-класса.
«Москвич»
- Самая доступная модель: «Москвич-3»
- Цена от: 2 120 000
Бренд «Москвич» был возрожден в 2022 году, но в машинам советского периода он теперь имеет очень далекое отношение. Фактически, под этой маркой выпускаются модели все того же китайского концерна JAC.
Более того, «Москвичи» выпускаются не на историческом заводе, а на бывшем предприятии Renault в Москве. Последнее в свое время расположилось в недостроенном здании завода двигателей «Москвича», стены и крышу которого в свое время успели возвести, но производство моторов где так и не запустили.
Сейчас модельный ряд представлен кроссовером «Москвич 3», электромобилем на его базе «Москвич 3е» и лифтбэком «Москвич 6».
Evolute
- Самая доступная модель: i-Pro
- Цена без учета скидок: от 2 990 000 руб.
Самая молодая российская марка электромобилей, к тому же еще и электрических. Выпускает их в Липецкой области компания «Моторинвест» на мощностях, когда-то построенных для сборки автомобилей Great Wall.
Из-за особенностей государственного регулирования в России поставки доступных электромобилей оказываются не выгодными, так как после уплаты всех сборов их цена все равно оказывается очень высокой. Решить проблему отчасти позволяет локальная сборка, и Evolute стал первым, кто реализовал подобную схему.
При этом в основе модельного ряда все равно лежат китайские автомобили Dongfeng. Но использование именно российской марки позволяет надеется на скорую локализацию таких машин.
Производство легковых автомобилей в России в 2023 году выросло на 19%
«Автотор» решил расширить модельную линейку минимум вдвое
Мантуров назвал сроки возобновления работы завода Hyundai в Петербурге
На бывшем заводе Nissan в Петербурге будут выпускать XCITE. Что это