В январе 2024 года китайская марка Lixiang, также известная как Li Auto, заняла восьмую строчку по продажам новых автомобилей в России. На данный момент, это самый популярный премиальный автомобильный бренд на российском рынке. И это несмотря на то, что в январе повестка гремела: автомобили Lixiang после даже незначительного ДТП блокируются управляющей электроникой и превращаются в «кирпичи», полностью отключаясь. Но действительно ли это проблема «китайцев»?
Что происходит при ДТП
При аварии, в современном автомобиле срабатывают многочисленные системы безопасности. В частности, это подушки безопасности и преднатяжители ремней безопасности. В более продвинутых моделях автомобилей кресла могут отодвигаться подальше от приборной панели, а также экстренно срабатывать тормозные механизмы, если электроника посчитала, что столкновение неизбежно.
Сигналами к срабатыванию всех этих систем служат сообщения от датчиков. Проще говоря, бортовые системы автомобиля понимают, что он попал в аварию.
У всех без исключения современных автомобилей при серьезной аварии и срабатывании подушек безопасности электроника переводит машины в аварийный режим, говорит основатель компании RuCars Роман Рассудков, который сам уже более года ездит на автомобиле Lixiang L9.
«Это происходит с любой современной машиной. С BMW, Tesla, Lexus или Lixiang. Если удар был такой силы, что сработали подушки, электроника автомобиля резонно считает, что продолжать движение на таком автомобиле небезопасно, и блокирует запуск двигателя», — говорит Рассудков.
В случае с электромобилями и гибридами такие протоколы безопасности еще серьезнее, отмечает управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.
«Подобные блокировки после ДТП свойственны не только современным «электричкам», но также старым машинам с ДВС. Сработавшая система безопасности снижает вероятность возгорания и других неприятных последствий — об этом знают все мастера автосервисов. Другое дело, что электромобили состоят, в том числе, из электронных блоков, которые при выходе из строя нужно заменить новыми и «привязать» к конкретной машине», — говорит Франк.
По словам Рассудкова, после ДТП гарантированно заведется только старый автомобиль «Жигули» с карбюраторным двигателем, и то при условии, что его мотор и топливная система не повреждены. В случае с любым современным автомобилем, включая отечественный, шанс отправиться на сервис на эвакуаторе после того, как датчики зафиксировали удар, весьма велик.
Особый случай с Lixiang
Для того, чтобы автомобиль снова «ожил», нужно провести его диагностику, заменить поврежденные детали и, особенно в случае с электрокарами, «привязать» новые узлы и агрегаты к общему блоку вправления машиной, рассказывают эксперты.
«Если обратиться в автосервис, где мастера обладают диагностическим оборудованием и навыками работы с китайским премиумом, то никаких проблем с восстановлением любых «электричек» не возникнет», — говорит Франк, отмечая, что она наслышана о том, что некоторых владельцев машин Lixiang действительно пугают тем, что они превращаются в недвижимость.
Причину таких страхов объяснил Роман Рассудков. По его словам, автомобили Lixiang действительно невозможно «оживить» в России, но выходы из ситуации есть.
«Lixiang не просто до сих пор официально не поставляют свои автомобили за пределы Китая. Компания осознано блокирует попытки ремонта и сервисного обслуживания вне фирменных центров. Из-за этого ремонт машин Lixiang вне КНР затруднен, доступа к диагностическому оборудованию в России ни у кого нет и «оживить» блок управления, «пришив» к нему новые детали на территории Российской Федерации и любого другого места в мире вне фирменных сервисных центров Lixiang действительно невозможно», — признает Рассудков.
Что делать при после ДТП на Lixiang
Опрошенные Autones.ru эксперты избегают прямых ответов на вопрос о том, как вернуть функциональность пострадавшему в ДТП кроссоверу Lixiang, но утверждают, что готовы решать такие проблемы. Рассудков описывает следующую схему.
«Грамотный, специализированный автосервис первым делом предложит временно поставить блок управления от другого автомобиля. Ваш Lixiang на это время будет ездить, хотя некоторые второстепенные функции не будут работать. В любом случае, для сервиса и для клиента это проще и выгоднее, чем предоставлять автомобиль на замену», — рассказывает эксперт.
За это время оригинальный блок смогут перепрошить и «привязать» к нему детали, требующие замены, в частности подушки безопасности. Операция займет не более месяца, уверяет Рассудков. При этом эксперт признал, что ремонт Lixiang дороже и дольше, чем в случае других китайских машины, но «дешевле и быстрее, чем если вы потеряете ключ от Mercedes или BMW».
С ним согласна и Ирина Франк: «Если говорить о запчастях и деталях для кузовного ремонта китайских машин, то они сегодня поставляются в Россию даже быстрее, чем на премиальные европейские авто. То есть с их отсутствием проблем точно не возникнет».
Проблем с другими китайскими автомобилями из параллельного импорта нет
По словам члена правления Союза автосервисов России Ильи Плисова, ему неизвестны случаи, когда китайских автомобиль, ввезенный по каналам параллельного импорта, действительно превращался бы в «кирпич».
«К нам в сервисные центры приезжали уже самые разные машины из КНР, но сейчас существуют универсальные сканеры, которые как минимум позволяют сбросить ошибки и отключить аварийный режим, который активируется при ДТП. Есть сложности с некоторыми запчастями и отдельными второстепенными функциями, но я еще ни разу не встречал машины, которая бы действительно превратилась в России в «недвижимость» и с этим ничего нельзя было сделать», — говорит Плисов.
По мнению Рассудкова, в скором времени наблюдаемые сложности с Lixiang также будут решены. Он сравнивает эту марку с продукцией Apple, которую первое время также можно было починить только в фирменных центрах.
«Сейчас продано уже столько смартфонов iPhone, что Apple раскрыла технические данные об их ремонте вплоть до инструкций по самостоятельному сервису у себя дома. У Lixiang тоже очень заметно растут продажи, и они не успевают развивать сеть сервисов. Уверен, что очень скоро они предоставят доступ к онлайн-диагностике блоков управления в том числе из России», — говорит Рассудков.
Что такое Li Xiang
Автомобильная марка Lixiang на русском языке читается как Ли Сян. Эти слова можно перевести как «Бесспорный идеал». На самом деле, это не более чем имя основателя стартапа Ли Сяна, китайского предпринимателя и бывшего автомобильного журналиста, экс-главного редактора автомобильного портала Auto Home. Разница в том, что в имени Ли Сяна и в названии бренда используются разные, но одинаково звучащие иероглифы.
В 2015 году он решился на производство электромобилей, нашел инвесторов и сделал ставку на модели с электроприводом и бензиновым мотор-генератором, который при разряде блока аккумуляторов увеличивает запас хода и позволяет осуществлять дальние путешествия.
Сейчас на рынке представлены модели L7, L8 и L9. Как и смартфоны iPhone, они почти не отличаются внешне, но различаются по габаритам. Весной 2024 года ожидается презентация обновленных машин.
Только за январь 2024 года в России был продан 1 741 автомобиль марки Li Xiang, следует из данных агентства «Автостат». За 2023 год их продали 4 715, следует из данных российской ассоциации Автомобильные дилеры (РОАД). Сейчас Lixiang занимает первое место по продажам в России среди всех марок, привозимых только по параллельному импорту.