Уверенное наполнение российского авторынка новыми моделями из Китая может в ближайшие годы привести к неожиданным последствиям для их владельцев. По мере наполнения рынка к китайским машинам начнут присматриваться на вторичке. Кроме того, понадобится больше запчастей на ремонт. В этот момент угонщики, как прогнозируют эксперты, и начнут охоту за «китайцами». Кому стоит опасаться за свои автомобили и почему базовая китайская защита от угонов не подходит для России, разбирался Autonews.ru.
Почему китайские автомобили пока не угоняют
Активная экспансия китайских брендов в Россию началась с середины 2022 года. До этого момента, по оценке основателя противоугонного портала «Угона.нет» Алексея Курчанова, доля угонов автомобилей китайских брендов по сравнению с более привычными на тот момент моделями была ничтожно мала. Этот факт эксперт объяснил небольшими объемами продаж китайских марок. А непопулярные модели угонщиков, как правило, не интересуют.
«Угонять потенциальный «неликвид» никому не интересно. Редкие модели сложно реализовать на вторичном рынке, разбирать на запчасти и продавать их тоже нет смысла, поскольку пока не так много автомобилей нуждаются в ремонте, а официальных запчастей хватает», — сказал Курчанов Autonews.ru.
При этом эксперт предупредил: по мере наполнения рынка китайскими автомобилями интерес к ним со стороны угонщиков будет расти. В качестве примера он привел историю с приходом в Россию брендов Kia и Hyundai в 2000-х годах. Он напомнил, что тогда «корейцы» были не так популярны, объемы продаж были невысоки и угонщики их игнорировали. В дальнейшем эти автомобили стали самыми продаваемыми иномарками в России. Как результат — эти автомобили находятся в топе наиболее популярных по угонам моделей даже после того, как бренды заморозили работу в России.
«Такой же прогноз у меня по китайским брендам. Это произойдет, когда накопится достаточное количество автомобилей на вторичке. Угонщики будут знать, что на них есть спрос, что они не выделяются на улице, легко потеряться в реализации, можно потеряться в запчастях, в продажах на вторичном рынке. Автомобили станет проще продавать, легче подделать документы, оформлять так называемые зеркальные автомобили — с задвоенными данными. Статистика угонов со временем будет расти», — считает Курчанов.
Главный андеррайтер по автострахованию компании «Абсолют Страхование» Антон Абрамов также считает, что интерес угонщиков к массовым китайским автомобилям со временем будет расти.
«На текущий момент динамика угонов легковых автомобилей китайских марок ниже аналогичных показателей для российских, европейских, японских и особенно корейских марок. Парк китайских автомобилей сравнительно свежий и состоит из множества разных моделей, что снижает вероятность угонов с целью разбора на запчасти. Но все участники рынка понимают, что такая ситуация будет сохраняться не всегда и скоро частота угонов начнет приближаться к рыночным показателям, а по отдельным, наиболее массовым, моделям, таким как Haval Jolion или Chery Tiggo 7, может опередить средний показатель», — предупредил эксперт.
Также эксперты попытались вскрыть модель Changan UNI-K. Они обнаружили одну довольно очевидную возможность для вскрытия автомобиля. Простыми для профи оказались доступ к штатной цифровой шине и обход штатной сигнализации.
Страховщики подтвердили низкий интерес угонщиков к китайским автомобилям
Данные о том, что пока количество угонов китайских автомобилей невелико, Autonews.ru подтвердили в страховых компаниях (они обладают данными только по зарегистрированным по каско автомобилям). Например, как рассказал замдиректора департамента безопасности страховой компании «Согласие» Святослав Афанасьев, в компании ни разу не сталкивались с угоном автомобилей китайских марок.
«Порядка 90% машин злоумышленники похищают для разбора на запчасти. Китайские автопроизводители одновременно с выходом на российский рынок завезли большой объем комплектующих, кроме того, на китайские автомобили предоставляется гарантия на 5–7 лет. Соответственно, спрос на запчасти для этих автомобилей на черных рынках практически отсутствует. Это делает китайские транспортные средства непривлекательными для злоумышленников», — сказал участник рынка.
В «Совкомбанк Страхование» отметили, что за последние два года они не зафиксировали ни одного хищения автомобиля китайского бренда. В ВСК сообщили, что в 2023 году на долю китайских автомобилей пришлось чуть более 6% угонов. Наиболее востребованными у преступников моделями авто стали Chery Tiggo 7 Pro и Exeed TXL. В 2022 году не более 1% угнанных автомобилей приходилось на китайские марки, антирейтинг марок также возглавляла Chery.
Какие китайские автомобили легко угнать. Список и проблемы
Представленные в бюджетном сегменте китайские автомобили крайне слабо защищены от угонов. Такими выводами поделился с Autonews.ru эксперт в области защиты машин от угона Курчанов после проведения ряда попыток вскрытий и тестирований китайских моделей.
«Сейчас на слуху автомобили Chery, Geely, Haval, Changan. Они и другие недорогие модели в базовом исполнении практически не защищены от угонов. Дело в том, что в Китае такой проблемы просто не существует, а к нам приходят автомобили, которые предназначены именно для местного рынка. Подход к защите от угонов современных «китайцев» находится на зачаточном уровне. Если сравнивать с немецкими брендами, отставание составляет примерно 15 лет, от современных «корейцев» и «японцев» китайские автомобили по защищенности отстают на 7–10 лет», — сказал эксперт.
По его оценке, для защиты автомобилей китайские компании пока предлагают простые решения и угонщики «взламывают их непринужденно». При этом проблемы у разных брендов в целом схожи.
«Мы выявили массу уязвимостей. Например, довольно просто отключается заводская сигнализация. Есть порядка четырех методов, как это сделать. Например, с помощью известного многим метода ретрансляции с помощью «удочек», — сказал Курчанов. — Но работают и более древние подходы. Например, при проворачивании личинки замка: в доступных местах установлены звуковые источники сигнализации. Получается, что так можно вручную отключить штатную сирену».
Крайне легко, по оценке Курчанова, отключить телематическую заводскую охранную систему.
«Засунул руку, вынул разъем — и все, штатный сигнал по отправке тревоги на телефон уже не работает. Также крайне легко обходится штатный иммобилайзер: с помощью программирования нового ключа. Потому что коды доступа для данных автомобилей находятся в открытом доступе в Сети. То есть можно поменять PIN-коды при программировании новых ключей. Это легко делается в течение минуты. Перепрограммировал и поехал. А ведь это штатное противоугонное устройство», — рассказал эксперт.
Премиальный сегмент: есть ли разница
Автомобили, которые находятся в премиальном сегменте, также не ориентированы на защиту от опытных угонщиков, считает Курчанов. Он отметил, что при разборе более дорогих автомобилей столкнулся с аналогичными проблемами, как и у более доступных.
«Штатный иммобилайзер и программирование нового ключа. Точно так же можно запрограммировать новый ключ, снять сигнализацию и уехать. Например, с таким могут столкнуться обладатели Zeekr или Lixiang. Кстати, у Chery есть свои суббренды — Exeed и Omoda. У них одинаковые платформы, схоже и программное обеспечение. То есть угонозащищенность одинаково невысока. То же самое касается и бренда Great Wall, который включает бренды Haval и Tank: они одинаково подвержены электронному воздействию. Это можно объяснить тем, что бренды экономят и стараются максимально удешевить выпуск моделей», — поделился примерами эксперт.
Сами страховщики признали, что пока не проводили подробных исследований относительно защищенности китайских автомобилей от угонов. Об этом, в частности, сообщил Антон Абрамов из компании «Абсолют Страхование». Однако он отметил, что, по оценке компании, уровень защиты от угона у марок из КНР признается равным большинству современных автомобилей, «так как при их разработке применяются электронные компоненты и технологии мировых производителей».
Как защититься от угонщиков
Чтобы угонщики не добрались как до китайского, так и до автомобиля любой другой марки, опрошенные Autonews.ru специалисты по защите от угонов посоветовали использовать комбинированные методы защиты. Например, устанавливать иммобилайзер с цифровой блокировкой двигателя, а в пару к нему добавлять электромеханический замок капота либо защитный кожух для электронного блока управления.