Разъяснения относительно порядка регистрации только что приобретенных автомобилей и возможности ездить на них без госномеров дали в ГИБДД России в ответ на запрос Autonews.ru. Дело в том, что некоторое время назад Верховный суд не признал наличие свежего договора купли-продажи причиной для отмены штрафа за просроченную регистрацию новой машины в ГИБДД.
На эту процедуру водителям всегда отводили 10 дней — чтобы доехать от места покупки до места жительства, купить страховку и приехать в ГИБДД в удобное время. Однако водитель с актуальным договором, после заключения которого еще не прошло 10 дней, получил штраф. Обозначенная позиция Верховного суда запутала как самих водителей, так и экспертов: многие назвали это прецедентом. Как обстоят дела на самом деле, объяснили в Госавтоинспекции.
Что говорят в ГИБДД про машины без номеров
Согласно ответу из МВД России (согласовывает ответы на запросы от ГИБДД), в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на госучете, его государственный учет не прекращен, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом, как обратили внимание в ведомстве, требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на те автомобили, со дня приобретения которых новым владельцем не прошло десяти дней.
«Законом «О государственной регистрации транспортных средств…» установлена обязанность владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня его выпуска в обращение при изготовлении его для собственного пользования», — напомнили в МВД.
Если этого не сделать, то собственнику грозит ответственность по ч. 1 ст. 19.22 КоАП «Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств…»: штраф от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб. Если же на таком незарегистрированном автомобиле без госномеров выехать на дорогу общего пользования, то водителю грозят уже более серьезные проблемы в рамках ст. 12.1. КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». При первой остановке инспектором ГИБДД водителя оштрафуют на 500-800 руб. А при повторной нарушителю грозит штраф 5 тыс. руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.
Откуда взялась норма про 10 дней для машин без номеров
О том, что с формальной точки зрения в России нет действующего документа, который официально разрешал бы управлять автомобилем без госномеров, заявил в беседе с Autonews.ru основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.
«Да, согласно законодательству требования госучета не распространяются на автомобили, с момента приобретения которых не прошло 10 дней. Но это требование касается только госучета. Нет речи о том, что на таком автомобиле можно выезжать на дорогу, — отметил Ильинов. — Сам автомобиль перед выездом должен соответствовать Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации. А в них указано, что на автомобиле должны быть госномера», — объяснил эксперт.
Путаница, по мнению Ильинова, из-за которой суды и должностные лица до сих пор не наказывают водителей, которые выезжают на дороги на новых машинах без регистрации, возникла из старой редакции соответствующей статьи 12.2 КоАП.
«Раньше считалось, что за езду без номеров можно штрафовать только если автомобиль зарегистрирован. Эту редакцию изменили много лет назад. Но и сотрудники ГИБДД, и суды, работают по-старинке. А при этом Верховный суд указал, что факт регистрации автомобиля не связан напрямую с управлением без госномеров», — отметил Ильинов.
Такая ситуация, по словам бывшего сотрудника ГИБДД, дает водителям много возможностей для злоупотреблений. Так, многим известна схема с постоянным переписыванием договоров купли-продажи. Новый собственник всегда держит наготове договор, дающий право ездить без регистрации и переписывает в нем даты.
«В итоге инспекторы, например, не могут решить вопросы со страховкой — такие водители еще и страховку не покупают. А переписанные договоры они возят пачками в бардачках и проконтролировать их актуальность у инспекторов ГИБДД на месте просто нет. Если бы хотя бы такие документы обязательно регистрировали на Госуслугах, было бы проще. А так это обычный бумажный документ с подписями. Чтобы ездить без номеров и не получать штрафы, водители договариваются с друзьями, заключают договоры, потом расторгают, потом совершают снова. И это считается легальным», — заключил экс-инспектор ГИБДД.
Что говорят юристы про поездки на незарегистрированных автомобилях
О том, что текущая практика и нормативные акты, регулирующие сроки регистрации автомобилей, не менялись, Autonews.ru заявил ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Он отметил, что у водителей все так же есть обязанность регистрировать автомобили в течение 10 дней после покупки.
«В целом правоприменительная практика остается прежней. Суды в массе своей как писали, так и будут писать в своих решениях, что в первые 10 дней ответственности у нового собственника быть не должно. Таким образом, административная ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков в случае, если транспортное средство не было зарегистрировано в органах ГИБДД, наступает у владельца транспортного средства по истечении десяти суток с момента приобретения транспортного средства», — сказал юрист.
Он признал, что изредка встречаются и другие прецеденты, когда таких водителей все-таки штрафуют.
«Но они единичны. Как сотрудники ГИБДД на дорогах, так и суды в большинстве своем признают право нового владельца передвигаться на автомобиле в первые 10 дней после приобретения. Однако дискуссионность в этом вопросе все же имеется. Уверен, что в Пленуме Верховного суда этот вопрос будет разобран. Но добросовестный гражданин, который приобрел автомобиль без номеров в первые 10 дней должен иметь возможность передвигаться на автомобиле для прохождения ТО, если машина старше 4-х лет, оформления страховки ОСАГО и прибытия в ГИБДД на осмотр», — считает юрист.
Что решил Верховный суд
Необычной ситуация оказалась из-за того, что оштрафованный за незарегистрированный в установленном порядке автомобиль водитель предъявил инспекторам ГИБДД свежий договор купли-продажи. Из документа следовало, что машина куплена менее, чем 10 дней назад. Однако согласно материалам дела, этот же водитель на указанном автомобиле Toyota уже попадал в поле зрение инспекторов ГИБДД. И ранее на него составляли протокол за нарушение ПДД по ч. 1 ст. 12.5 КоАП за поездки при наличии неисправностей, с которыми выезжать на дорогу нельзя. То есть водитель просто регулярно обновлял договор купли-продажи, что позволяло ему ездить без номеров и не получать штрафы с камер.
Что важно помнить водителям в феврале: какие штрафы и эксперименты
Штрафы за среднюю скорость оказались под угрозой. Что значит критика МВД
Новый штраф с камер и другие светофоры: что изменили для водителей
На заводе Lada в Санкт-Петербурге обнаружены кроссоверы XCITE. Репортаж