БелАЗ 75710: история самого большого самосвала
Первый экземпляр сверхтяжелого карьерного самосвала БелАЗ 75710 вышел со стапелей завода в Жодино (Республика Беларусь) в 2013 году. Затем, с разницей в несколько лет, были построены еще три машины. Спустя год после дебюта, в 2014-м, БелАЗ 75710 попал в Книгу рекордов Гиннесса: тяжеловес взял на борт и перевез более 503 тонн груза.
Из-за поистине титанических для автомобиля размеров грузовик строится по алгоритму, схожему с таковым у самолетов или кораблей. Все детали и агрегаты сходят с конвейеров, затем собираются в единый автомобиль для проверки работоспособности в Белоруссии. А перед отправкой заказчику (в частности, в Россию) снова разбираются — уже на крупные узлы.
Характеристики БелАЗ 75710
Самый большой самосвал в мире обладает следующими ключевыми характеристиками и особенностями.
Силовая установка
Электромеханическая, с индивидуальным электрическим мотор-редуктором на каждую пару колес (всего 4 пары). Электродвигатели питаются от двух генераторов, приводимых, в свою очередь, двумя 16-цилиндровыми дизелями MTU DD 16V4000 объемом 65 литров каждый. Суммарная мощность поршневых моторов составляет 4 664 л.с., колесных — 6520 л.с. Электрическая часть силовой установки (генераторы и мотор-редукторы) выполнена фирмой Siemens. Мотор-редукторы имеют функцию электродинамического торможения, что существенно помогает тормозным механизмам при работе с полной загрузкой. Основные параметры дизельных двигателей:
Номинальная мощность при 1 900 об/мин | 1 715 кВт (2 300 л.с.) |
Максимальный крутящий момент при 1 500 об/мин | 9 313 Н*м |
Количество цилиндров | 16 |
Рабочий объем цилиндров | 65 л |
Диаметр цилиндра | 165 мм |
Ход поршня | 190 мм |
Трансмиссия
Так как в основе трансмиссии лежит гибридная электромеханическая схема с индивидуальными электромоторами, коробки передач на машине нет. Тем не менее, управление тягой осуществляется привычными органами управления. В салоне можно увидеть классические руль и педали, а также селектор выбора режимов движения, схожий с таковым на машинах с АКПП.
Подвеска и рулевое управление
Формально подвеска БелАЗ 75710 является зависимой, на гидропневматических амортизаторах и гидроподушках. Есть даже стабилизаторы поперечной устойчивости. В отличие от обычных дорожных автомобилей, они нужны для минимизации кренов не на скорости, а на неровностях и уклонах карьерной дороги. Это важно для равномерного распределения огромной нагрузки на колеса, а также для снижения риска опрокидывания.
Рулевого управления в привычном понимании здесь нет. Оба моста грузовика являются управляемыми, но поворачивают не колеса, а весь мост. Привод осуществляется огромными гидроцилиндрами. Радиус разворота БелАЗ 75710 составляет 19,8 м. Некоторые параметры рулевого управления приведены ниже
Ход переднего поршня цилиндра | 200 мм |
Ход заднего поршня цилиндра | 170 мм |
Угол поворота управляемых колес | 39° |
Радиус поворота | 19,8 м |
Габаритный диаметр поворота | 45 м |
Тормозная система
Тормоза у самого большого самосвала в мире комбинированные. На каждой паре колес стоят по два тормозных диска основной тормозной системы. Но при работе с загрузкой их усилия недостаточно, и тогда в работу вступает система электродинамического торможения, реализованная с помощью электродвигателей. Также есть стояночный тормоз, приводящий штатные тормозные диски.
Грузоподъемность
БелАЗ 75710 является самым грузоподъемным карьерным самосвалом в мире. Максимальная полезная нагрузка составляет 450 тонн. На борту машины есть цифровой индикатор встроенной системы контроля загрузки, показывающий тоннаж в кузове — по нему ориентируется оператор экскаватора.
Объем кузова
Объем кузова БелАЗ 75710 — 165 куб.м. При этом конструктивно предусмотрена загрузка сыпучей породы «с шапкой», для увеличения перевозимого объема.
Максимальная скорость
Для своих гигантских размеров белорусский грузовик на удивление проворен — максимальная скорость составляет 65 км/ч. Разумеется, по дорогам общего пользования он передвигаться не может, зато локальные перегоны между карьерами в местах разработки для него не проблема.
Колеса
На самосвале установлены одни из самых больших в мире колес от фирмы Bridgestone размерностью 59/80R63. Всего их 8 — спереди на машине также двускаты. В наличии система контроля давления в шинах.
Расход топлива
Расход топлива БелАЗ 75710 считается в литрах в час и составляет в среднем 340 л/ч. Дизельное топливо подается из двух огромных бензобаков объемом 1800 литров каждый. Для заправки и обслуживания баков, а также их обвязки, предусмотрена специальная лестница.
Весогабаритные характеристики
Длина | 20,6 м |
Ширина | 9,75 м |
Высота | 9,17 м |
Ширина колесной базы | 8 м |
Масса без груза | 360 т |
Полная масса | 810 т |
Грузоподъемность | 450 т |
Геометрический объем кузова | 164,9 м3 |
Объем кузова с «шапкой» | 268,3 м3 |
Заправочные объемы техжидкостей
В соответствии с размерами БелАЗ 75710 несет в себе несколько тонн технических жидкостей (помимо топлива). Львиную долю составляет масло гидросистемы — она отвечает не только за подъем кузова, но и за поворот осей, а также работу гидроамортизаторов подвески колес. Таблица объемов приведена ниже.
Топливный бак | 2х2 800 л |
Система охлаждения двигателя | 2х690 л |
Система смазки двигателя | 2х225 л |
Гидравлическая система | 2 800 л |
Редукторы мотор-колес | 600 л (150х4) |
Передние цилиндры подвески | 127,6 л (63,8х2) |
Задние цилиндры подвески | 127,6 л (63,8х2) |
Цены на БелАЗ 75710
Машина не является серийной моделью и не находится в постоянном производстве, поэтому рыночной цены БелАЗ 75710 не существует. Тем не менее, известна ориентировочная стоимость каждого из нескольких экземпляров, которые начали производить на заказ в 2012-м году: около 200 миллионов рублей. Также есть неподтвержденные сведения, что в 2017 году в России одна бывшая в употреблении машина была продана на торговой площадке за 100 миллионов рублей.
Интересные факты о БелАЗ 75710
- Ряд из круглых серебристых элементов над «радиатором» по фронту машины — не фары, как может показаться, а батарея воздушных фильтров.
- Конструкция мотор-редукторов выполнена таким образом, чтобы обеспечить их ремонт и обслуживание без снятия колесных пар. Демонтаж гигантских колес на БелАЗ 75710 невозможен без крана.
- В кабине нет циферблатов и россыпи контрольных ламп. Вся необходимая оператору (так именуется водитель БелАЗа) информация предоставляется на одном большом ЖК-дисплее, выполняющем роль щитка приборов.
- Рабочее место БелАЗ-75710 вполне сравнимо по комфорту с обычными грузовиками. К услугам оператора кондиционер, шумоизоляция, пневмоподвес кресла, система фильтрации воздуха, а также аудиосистема.
- В системе тормозов и рулевого управления установлены пневмогидроаккумуляторы. Это позволяет экстренно остановить и отвернуть машину на обочину в случае внезапного отказа основных систем.
- На случай пожара в нескольких точках конструкции установлена система пожаротушения. Она находится на контроле автоматики, но может быть задействована и вручную.
- Кузов (ковш) имеет систему подогрева выхлопными газами. Это позволяет сыпучему грузу не примерзать к металлу в зимнее время.
- Для ориентации в пространстве оператор использует ряд систем мониторинга окружающего пространства. В него входят камеры, ультразвуковые датчики и даже система распознавания приближения к высоковольтной ЛЭП.
Читайте также:
Белоруссия ввела запрет на вывоз автомобилей. Что нужно знать про Россию
Как Генри Форд создал конвейер и правда ли, что он был первым
Эксперты рассказали о ловушках с реверсивным движением: как ездить