История ГАЗ-67
ГАЗ-67 — это советский полноприводный легковой автомобиль повышенной проходимости с открытым кузовом, имевшим вырезы вместо дверей. Модель Горьковского автозавода, серийно выпускавшаяся с 1943 по 1953 год, явилась результатом масштабной модернизации ГАЗ-64 (1941-1943), который принято считать первым в СССР «джипом».
В годы Второй мировой войны ГАЗ-67 и его улучшенная версия ГАЗ-67Б поставлялись в армию, где служили в качестве:
- Штабных автомобилей;
- Разведывательных автомобилей;
- Тягачей легких артиллерийских систем;
- Автомобилей для перевозки личного состава.
В послевоенные годы ГАЗ-67 использовались:
- Силовыми ведомствами;
- В геологоразведке;
- В лесном и сельском хозяйстве;
- Дорожными службами в качестве снегоочистителей.
За время Второй мировой выпустили 4 851 ГАЗ-67, а общий тираж модели за 10 лет производства составил 92 843 единицы.
Своим появлением ГАЗ-67 обязан… главному конструктивному недостатку предшественника, ГАЗ-64 — зауженной колее, которая не только делала автомобиль склонным к опрокидыванию, но и не позволяла в распутицу и снегопады двигаться по накатанным грузовиками колеям. В свою очередь, ГАЗ-64, который менее чем за два месяца был спроектирован и построен в начале 1941 года, получил такую неприятную особенность в «приказном порядке». По легенде, генерал-майор И.П. Тягунов, начальник ГБТУ РККА (Главное бронетанковое управление Рабоче-крестьянской Красной армии), потребовал соблюсти величины колеи и габаритной длины американской новинки, легкого вездехода Bantam BRC40, который предназначался и для авиадесантных операций, а потому должен был вписываться в грузовой отсек транспортного Douglas DC-3 (в СССР выпускался его лицензионный, адаптированный вариант Ли-2). Кроме того, в техническом задании оговаривалась полезная нагрузка в 400 кг и пробег до списания в 5000 км, что для «короткоживущей» военной техники достаточно серьезная величина.
Конструкторский коллектив ГАЗа, работающий над проектом легкого вездехода, возглавил Виталий Андреевич Грачев. Под его руководством позже создадут и ГАЗ-67. Ведущим конструктором моделей был Григорий Моисеевич Вассерман, а за общую компоновку модернизированной версии отвечал Федор Алексеевич Лепендин. В группу также входили инженеры В.В. Банников. А.Л. Иванов, Ю.М. Немцов и техник А.Г. Кузин. Всего с августа 1941 до апреля 1943 года выпустили 672 единицы ГАЗ-64. Машина действительно получилась многоцелевой, а по проходимости ей не было равных среди образцов советской автомобильной техники. Однако в реальных фронтовых условиях необходимость расширения колеи стала еще более очевидной.
26 сентября 1942 года утвердили программу коренной модернизации ГАЗ-64, реализация которой началась 15 февраля 1943 года. Первый ГАЗ-67 сошел с конвейера 23 сентября 1943 года, а к осени 1944 года в производство был запущен вариант ГАЗ-67Б, который и стал наиболее массовым.
После окончания войны модель несколько раз модернизировали:
- В 1948 году сварную решетку радиатора заменили на штампованную с семью вертикальными прорезями, внедрили ряд агрегатов, унифицированных с ГАЗ-М20 «Победа» и грузовиком ГАЗ-51, в частности: новый карбюратор, фильтр-отстойник топлива, распределитель зажигания, главные передачи мостов.
- В 1951 году взамен амортизаторов одностороннего действия установили более надежные и эффективные двусторонние амортизаторы.
В связи с разработкой модели-сменщика, ГАЗ-69, дальнейшую модернизацию ГАЗ-67Б официально прекратили. Однако доработка «демобилизованных» вездеходов выполнялась силами авторемонтных предприятий и частными владельцами. Чаще всего:
- Приспосабливали двери от ГАЗ-69;
- Устанавливали фанерные боковины кузова и крыши;
- Заменяли крайне неэффективные механические тормоза на гидравлические.
На шасси ГАЗ-67Б выпускали:
- Легкий полноприводный бронеавтомобиль БА-64Б. Всего с 1943 по 1946 год построили 5 160 таких машин.
- БКГМ-АН, первую в мире бурильно-крановую гидравлическую машину на легковом шасси.
Кроме того, во время войны был построен опытный удешевленный вариант ГАЗ-67В с приводом только на заднюю ось.
ГАЗ-67 получил немалое количество прозвищ: «козлик» за свою прыгучесть, особенно в незагруженном состоянии, «блоха-воин» за свои компактные габариты, ХБВ (хочу быть «Виллисом»), «Иван-Виллис».
Устройство ГАЗ-67
Спроектировать и выпустить ГАЗ-64 в невероятно сжатые сроки помогло использование уже освоенных в производстве компонентов других моделей ГАЗа:
- Двигатель, коробка передач, сокращенный набор приборов от грузовика ГАЗ-ММ;
- Радиатор — уменьшенная по высоте версия от трехосного грузовика ГАЗ-ААА;
- Передний и задний мосты, раздаточная коробка, тормозной и рулевой механизмы, колеса от полноприводного ГАЗ-61-40 для высшего комсостава;
- Электрооборудование от легкового ГАЗ-М1.
Собственно оригинальными элементами конструкции ГАЗ-64 были:
- Рама;
- Передняя подвеска с четырьмя четверть-эллиптическими рессорами;
- Открытый кузов с брезентовым верхом простейшей конструкции и откидывающимся вперед лобовым стеклом.
В ходе глубокой модернизации, в результате которой появился ГАЗ-67, были выполнены, в частности, следующие работы:
- Колея передних и задних колес расширена до 1446 мм против 1278/1245 мм у ГАЗ-64, что позволило отказаться от заднего стабилизатора поперечной устойчивости;
- Усилена рама;
- Мощность двигателя в основном за счет применения новых карбюраторов поднята с 50 до 54 л.с.;
- Под водительским сиденьем установлен дополнительный бензобак на 33 л. При этом топливомер продолжал указывать уровень горючего только в основном баке между двигателем и ветровым стеклом;
- Увеличены габариты кузова.
Еще один специфический элемент появился вынужденно. После того как немцы разбомбили фабрику по производству карболита, жесткого термостойкого пластика, ГАЗ-67 получил гнутый деревянный обод руля.
Версия с индексом «Б» отличалась:
- Использованием шкворневых подшипников скольжения типа «Уайт» в поворотных цапфах переднего моста, которые по сравнению с ранее применявшимися шариковыми обладали бОльшей долговечностью и лучшей ремонтопригодностью;
- Усиленным креплением подшипников ступиц передних колес;
- Усиленными элементами подвески;
- Улучшенным уплотнением шлиц переднего карданного вала;
- Более жесткими колесными дисками;
- Уменьшенным углом наклона оси шкворней вперед для смягчения эффекта виляния колес;
- Распределителем зажигания с улучшенной пылевлагозащищенностью и экранированием от радиопомех.
Стоит упомянуть об особенности полноприводной трансмиссии ГАЗ-64 и ГАЗ-67/67Б. В целях упрощения конструкции и удешевления производства на вездеходе устанавливалась одноступенчатая раздаточная коробка. Высокие показатели проходимости помимо отличной внедорожной геометрии и «зубастых» покрышек производства Ярославского шинного завода обеспечивала очень тяговитая первая ступень в «фордовской» МКП4 образца 1927 года, выпуск которой освоил ГАЗ. С передаточным числом 6,4 она позволяла трогаться в крутой подъем, в том числе с орудием или тяжелым прицепом, а также преодолевать участки грязи и сугробы. Для снижения нагрузки на задний мост первая передача, как и задний ход в МКП4, включались только при включенном переднем мосте.
Технические характеристики ГАЗ-67Б
Длина, мм | 3350 |
Ширина, мм | 1685 |
Высота, мм | 1700 |
Колесная база, мм | 2100 |
Колея передняя, мм | 1446 |
Колея задняя, мм | 1446 |
Клиренс, мм | 227 |
Конструкция шасси | рамная |
Тип подвески | зависимая рессорная |
Масса, кг | 1320 |
Количество мест в кабине | 4 |
Тип привода | подключаемый полный |
Грузоподъемность, кг | 450 |
Буксируемый вес, кг | 1200 |
Тип двигателя | бензиновый карбюраторный 4-цилиндровый |
Рабочий объем двигателя, л | 3,3 |
Мощность двигателя, л.с. | 54 |
Коробка передач | 4-ступенчатая механическая без синхронизаторов |
Расход топлива, л/100 км | 13,2 (минимальный по шоссе) |
Объем двух бензобаков, л | 70 |
Запас хода, км | 500 (максимальный по шоссе) |
Максимальная скорость, км/ч | 88 |
Преодолеваемый уклон, ° | 38 |
Глубина преодолеваемого брода, м | 0,55 (со специальной подготовкой 0,8) |
Читайте также:
История и характеристики двигателя ЗМЗ-402
7 автомобильных брендов, которые все еще выпускают в России
Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен
Как работала Дорога жизни во Вторую мировую войну: значение и факты