Всем было бы удобно, если бы автомобили работали в идеальных условиях. Если бы на улице всегда было плюс 20 градусов, на дороге не было бы снега и реагентов, а пробки отсутствовали. Однако идеального мира не существует. И машинам — как и людям — порой приходится работать в экстремальных условиях.
Если изучить инструкцию к любому автомобиля, то там можно прочитать о так называемых «тяжелых условиях» эксплуатации, при которых рекомендуется более частая замена масла и фильтров. К ним обычно относят движение по пыльным и грязным дорогам, поездки на короткие расстояния, движение в пробках и так далее.
Движение вперед
Но бывают не просто тяжелые, а экстремальные условия. Например, когда на улице 50 градусов (и неважно плюс или минус). В этом случае лишь кузов более-менее спокойно справляется с погодными условиями. Однако другим системам автомобиля приходится тяжело.
Например, в сильный мороз могут «застывать» амортизаторы, хрупким становятся все резиновые элементы ходовой, повредиться может проводка. Именно поэтому при сильных холодах рекомендуется начинать движение очень аккуратно и «прогреть» не только салон, но и подвеску. Да и двигатель в холода тоже запускается с трудом, особенно если используется простое и дешевое масло (или неправильно подобранное).
Но высокие температуры — это тоже плохо для ресурса машины. Во время экстремальной жары быстрее изнашиваются шины, вырастает риск перегрева тормозов, с повышенной нагрузкой начинает работать система охлаждения двигателя (особенно если водитель не меняет вовремя антифриз).
Автоспорт как полигон для испытаний
Производители машин и комплектующих знают, что происходит с машинами за Северным полярным кругом или в африканской пустыне. И поэтому они обязательно проводят испытания — для этого в лабораториях используют специальные климатические камеры, где машину замораживают или нагревают до крайних температур, при этом амплитуда может превышать 100 градусов по Цельсию. Ну и, разумеется, никто не отказывается от тестов на «натуре».
Еще одним полигоном, где производители проверяют свои наработки, являются автомобильные гонки. Ведь здесь абсолютно все элементы автомобиля подвергаются экстремальным нагрузкам. Например, в Формуле-1 автомобиль изнашивает комплект шин всего за 160-200 км пути! Хотя сравнивать покрышки для «Формулы-1» и те, которые мы используем на наших машинах, будет не совсем корректно — в спортивных шинах используется другой состав резины.
Однако если шины для спортивных машин сильно отличаются от «гражданских» моделей, то, например, моторные масла часто бывают одинаковыми.
Высокотехнологичная синтетика
Например, в двигатели гоночных болидов «Формула-4», которые недавно соревновались на «Играх Будущего» в Сочи, заливали масло G-Energy Racing 5W-40. Это масло разработано при помощи «Алхимика» — первой в России цифровой системы для создания многокомпонентных рецептур моторных масел, которая запущена в компании «Газпромнефть — смазочные материалы». «Это масло можно использовать не только в автогонках — оно прекрасно подходит и для защиты стандартных бензиновых и дизельных двигателей. Преимущество нашей новой разработки в том, что класс вязкости позволяет использовать ее как для гоночной техники в разных дисциплинах, так и для 60% двигателей автопарка России», — пояснил генеральный директор «Газпромнефть-СМ» Анатолий Скоромец.
Например, высокая концентрация молибден органического модификатора трения позволяет значительно снизить трение, уменьшить износ деталей и увеличить мощность двигателя.
И это лишь один пример того, как автогонки помогают создать комплектующие и смазки для серийных машин. Которые затем могут работать в любых — даже самых экстремальных — условиях.