Когда День таксиста
День таксиста является международным праздником и отмечается 22 марта профессионалами по всему миру. Выходным днем в России не является, т.к. не входит в число государственных праздников.
История Дня таксиста
Рассуждать о том, что считать первым такси, можно практически бесконечно. Ведь услуги извоза на колесном транспорте за деньги, как и люди, посвятившие этому всю жизнь, появились задолго до возникновения автомобиля. Достаточно вспомнить всем известных азиатских рикш, где в качестве тяговой силы выступали ноги извозчика. В истории Средневековья и даже в Древнем Риме также встречаются упоминания о повозках, в которых обеспеченные горожане могли за деньги прокатиться «с ветерком», не утруждаясь пешим или верховым переходом. А в Париже конца XIX века вполне официально работала служба фиакров — конных экипажей, нанимаемых для перевозки пассажиров по городу. К слову, Францией дело не ограничилось, и до появления моторных повозок фиакры получили распространение во многих странах континентальной Европы.
Однако днем рождения классического автомобильного такси принято считать 22 марта 1907 года, а его родиной — Великобританию. Именно в тот день по стране начали распространяться автомобили, оснащенные таксометрами — счетчиками пробега с пассажиром на борту. При этом прибор автоматически переводил пробег в сумму оплаты. Новшество сильно упростило процесс учета водителем пройденного расстояния, и, следовательно — резко снизило количество поводов препираться с пассажиром.
Россию культурная таксореволюция также не обошла стороной, и в том же 1907 году по улицам Первопрестольной стали курсировать платные моторные экипажи. О знаменательном событии гражданам официально сообщила газета «Голос Москвы». Однако через 10 лет грянула революция октябрьская, и классово-неверные сервисы, включая платный извоз мало-мальски обеспеченных пассажиров, естественным образом исчезли. Из подполья служба такси в России вышла только в 1925 году, после чего дата 21 июня считается Днем таксиста конкретно у нас в стране. Таким образом, отечественные водители службы такси имеют возможность отмечать профессиональный праздник дважды.
Традиции Дня таксиста
О каких-то отдельных богатых исторических традициях празднования Дня таксиста доподлинно неизвестно. Так как дата относится исключительно к узкому кругу причастных, способ отметить знаменательный день находится на усмотрении каждого отдельно взятого таксопарка.
Интересные факты о такси
Без сомнения, услугами современного такси пользовался каждый. Но далеко не все знают интересные факты, связанные с этой незаменимой в любом городе услугой. Приведем некоторые из них.
История выражения «зеленоглазое такси»
Много лет машины такси в СССР, находящиеся на пути следования в таксопарк после доставки пассажира, отмечались зеленой лампочкой под лобовым стеклом. Во времена, когда еще не существовало вызова мотора через Интернет, многие ловили машину непосредственно на дороге. И зеленый «глаз» издалека подсказывал, что автомобиль идет пустым. А значит, имеет смысл пытаться его «словить» классическим жестом вытянутой руки. Нередко водители включали зеленый индикатор даже с пассажиром на борту — например, если маршрут пролегал по оживленному проспекту. В таких местах было много желающих проехаться в попутном направлении, и можно было подвести их заодно с основным клиентом.
Происхождение «шашечек» такси
Если коротко — однозначного ответа нет, есть только гипотезы. Одна из самых достоверных гласит, что впервые такое обозначение было применено в американском Чикаго компанией Checker Taxi, в самом начале XX века. Дословно имя компании переводится как «шашечное такси». Почему шашечное — вопрос уже другой, но, по крайней мере, это объясняет корни самого символа.
Вторая версия трактует изображение как стилизацию стремительного лавирования спешащих кэбов в потоке (пресловутые «шашечки на дороге»). Но, учитывая интенсивность и ширину дорог того времени, верится в подобную трактовку с трудом.
К слову, у нас всем известный сегодня символ появился на «Победах» первых таксомоторных парков в 1948 году.
Почему такси желтое?
Здесь снова не обошлось без чикагских таксопарков. В начале 20-х годов прошлого века Джон Хертц (John D. Hertz), владелец одноименной автомобильной фирмы, зарабатывал скупкой старых автомобилей. Однако предприимчивый американец не пускал их под пресс, а перекрашивал в канареечно-желтый цвет и запускал в работу в качестве такси. Почему была выбрана именно такая окраска (которую, как и шашечки, впоследствии подхватили все), история умалчивает. Вероятно, сказывался успех именно чикагских первопроходцев легального пассажирского автоизвоза.
Традиции такси в разных странах
Несмотря на отсутствие единения праздничных традиций, традиции профессиональные у таксистов в разных частях света все же есть.
Классические английские кэбы до сих пор имеют перегородку между водителем и задним рядом, а багаж часто принято размещать спереди, на пассажирском сиденье.
В Израиле таксопарки окрашивают машины преимущественно в белый цвет, а с вечера пятницы по вечер субботы таксистами формально не принято возить израильтян. С туристов же в этот период взимается дополнительная плата.
Многие австралийские таксисты «старой школы» в качестве талисмана возят в багажнике небольшую охапку сена. Иметь неприкосновенный запас еды для лошади закон предписывал много десятилетий назад, но формально не отменен до сих пор. И следовать историческому «поверью» у многих извозчиков считается правилом хорошего тона.
Вторая трактовка утверждает, что это не просто дань традиции, а самый настоящий действующий закон. За неисполнение которого грозят крайне суровые меры, вплоть до лишения лицензии. К сожалению, не будучи в Австралии, подтвердить или опровергнуть такие заявления крайне сложно.