В России с 1 апреля ужесточили правила по растаможке машин из параллельного импорта. Теперь ввоз автомобилей в страну для физических лиц возможен либо напрямую, через российскую таможню с уплатой всех ставок, акцизов и налогов, либо через страны Таможенного союза. Однако тогда следует ожидать доначисления платежей в счет утилизационного сбора — снизить его даже при ввозе для продажи физлицу не получится.
По мнению экспертов, нововведения незамедлительно приведут к серьезному росту на цен на автомобили, которые дилеры и профессиональные перегонщики привозят по схеме параллельного импорта.
Единственный шанс сэкономить — это успеть купить автомобиль, получивший ЭПТС до 1 апреля. В таком случае, как следует из ответа Минпромторга на запрос Autonews.ru, доначислять сверху эти платежи не будут. Однако некоторые игроки на рынке все равно начали переписывать прайс-листы на «серые» машины, которые завезли до изменений.
Кого затронет подорожание, и как изменятся цены
По словам руководителя отдела параллельного импорта сети дилерских центров «Прагматика» Андрея Чекурова, изменения затронут все сегменты, но в премиальном это будет менее заметно, так как средний чек здесь достаточно высокий и клиент менее чувствителен к изменениям цен.
«К тому же дефицит автомобилей продолжает сохраняться: грузовики, минивэны, электрокары, высокотехнологичные автомобили до сих пор не представлены в нужном формате, качестве и объеме», — подчеркнул он.
По прогнозу эксперта, стоимость автомобилей для клиента может вырасти за счет увеличения размера таможенного сбора с 17% до 48%. При этом он считает, что говорить о полной остановке параллельного импорта преждевременно.
«В Россию будут ввозиться гибридные автомобили, электрокары, а также представители премиальных брендов — как новые, так и с пробегом», — резюмировал Чекуров.
Модель | Старые цены | Новые цены | Разница |
Volkswagen Bora | 2 900 000 руб. | 3 200 000 руб. | +300 000 руб. |
Mazda CX-4 | 3 100 000 руб. | 3 200 000 руб. | +100 000 руб. |
Hyundai Custo | 5 500 000 руб. | 5 800 000 руб. | +300 000 руб. |
Mitsubishi Outlander | 4 000 000 руб. | 4 300 000 руб. | +300 000 руб. |
Toyota Highlander | 6 690 000 руб. | 7 300 000 руб. | +610 000 руб. |
Volkswagen Tayron | 4 600 000 руб. | 4 650 000 руб. | +50 000 руб. |
Toyota Camry | 4 700 000 руб. | 4 900 000 руб. | +200 000 руб. |
Skoda Superb | 4 000 000 руб. | 4 500 000 руб. | +500 000 руб. |
Какие автомобили уже подорожали?
Volkswagen Bora
Седан Volkswagen Bora с 2022 года активно завозился из Китая отечественными дилерами по схеме параллельного импорта. Сейчас эта четырехдверка практически исчезла из автосалонов. Например, в одном из московских шоурумов остается небольшое количество моделей с 1,4-литровым бензиновым мотором. Цена — 3,2 млн руб. При этом в прошлом году эту машину еще можно было приобрести примерно за 2,9 млн руб.
«В 2023 году в наличии имелись автомобили в «младшей» комплектации, которые сейчас уже закончились. Поэтому такая разница в ценах. О возможных новых поставках автомобиля на наш рынок в связи со всеми изменениями информации на данный момент нет», — объяснил менеджер торговой компании.
Mazda CX-4
Кроссовер Mazda CX-4 выпускают в Китае на совместном предприятии FAW-Mazda. В крупной столичной дилерской сети этот автомобиль с двухлитровым «атмосферником» на 158 л.с. и шестидиапазонным «автоматом» стоит 3 200 000 руб. В начале 2024 года эта же машина в этом же дилерском центре стоила на 100 тыс. руб. дешевле.
«Мы неоднократно предупреждали, что с апреля цены на ряд моделей изменятся. Это особенности ценовой политики компании. Теоретически можно попробовать организовать скидку, если приедете к нам в течение нескольких дней. Сразу скажу, в связи с новыми изменениями рассчитывать на снижение цен в будущем вряд ли стоит», — предупредил продавец.
Hyundai Custo
Минивэн Hyundai Custo, который также выпускают в Китае, начали привозить на отечественный рынок совсем недавно. Впрочем, дилеры уже провели корректировку цен на эту модель. Так, в крупном московском дилерском центре корейский минивэн в конце февраля стоил 5,5 млн руб. при покупке за наличные. Теперь в этом же автосалоне модель стоит 5,8 млн руб. Аналогичным образом машина подорожала и в Санкт-Петербурге.
На российском рынке новинку можно рассматривать как замену Kia Carnival, с которым Hyundai Custo делит платформу. Модель рассчитана на семь мест (посадочная формула 2+2+3).
Mitsubishi Outlander
Существенно прибавил в цене в московских автосалонах и кроссовер Mitsubishi Outlander четвертого поколения. Так, автомобиль с передним приводом продавец оценил в 4 300 000 руб. В конце 2023 года эта модель стоила в автосалоне 4 000 000 руб. Также изменились цены и на полноприводную модификацию модели, которая теперь стоит минимум 4 600 000 руб. (+100 000 руб. по сравнению с 2023 годом).
«Автомобилей остается очень мало. Даже если будут новые поставки, цена там будет совершенно другая. Причем этого не избежит никто», — подчеркнул менеджер дилерского центра.
Toyota Highlander
В конце 2023 года в российских автосалонах появился кроссовер Toyota Highlander из Китая. В одной из известных дилерских сетей минимальная цена на машину тогда составила 6 690 000 руб. при покупке за наличные средства. За эти деньги клиенту предлагали автомобиль с 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 248 л.с., «автоматом» и полным приводом. Сейчас такая машина стоит у дилера 7,3 млн руб. Причина такого подорожания — отсутствие «младших» версий.
«Автомобиль сейчас можно купить в топовой версии с богатым набором опций. Готовы сделать скидку, размер которой уточним «у капота». Автомобили из параллельного импорта, безусловно, привозить мы будем, однако цены будут меняться только в сторону повышения», — говорит продавец.
Volkswagen Tayron
Кроссовер Volkswagen Tayron из Китая появился у дилеров еще весной 2023 года. С тех пор цены на модель корректировались уже несколько раз. Например, сейчас переднеприводный автомобиль с 1,5-литровым бензиновым мотором мощностью 160 л.с. в одном из столичных дилерских центров стоит 4,65 млн руб. Это на 50 тыс. руб. дороже, чем в конце 2023 года.
У их коллег полноприводная модификация кроссовера с 220-сильным двигателем объемом 2 л сейчас стоит 5,62 млн руб. Это практически на 100 тыс. руб. дороже, чем в декабре прошлого года. Однако менеджер дилерского центра пообещал сделать скидку при покупке автомобиля в течении двух недель.
Toyota Camry
Похожая ситуация сложилась с популярным в России седаном Toyota Camry. Эту модель дилеры завозят на отечественный рынок из Китая. В январе этого года автомобиль в топовой версии с 2,5-литровым бензиновым мотором мощностью 200 л.с. стоил у столичного дилера 4,7 млн руб. Сейчас продавец готов продать такой седан за 4,9 млн руб.
В списке опций у такой машины — трехзонный климат-контроль, датчик света и дождя, подогрев всех сидений, камера заднего вида и функция запуска двигателя кнопкой. Водителю доступны система мониторинга слепых зон, функция удержания в полосе движения, а также система распознавания дорожных знаков.
«Машины по параллельному импорту никуда не денутся. Объемы поставок будут другими, и стоимость изменится, безусловно», — сказал сотрудник дилерского центра.
Skoda Superb
Несмотря на неоднократные заверения дилеров о том, что чешские лифтбеки Skoda Superb по параллельному импорту «разлетаются у них как пирожки», эти модели, как и прежде, доступны для покупки в столичных автосалонах. Однако уже по совершенно другой цене. Так, автомобиль в одном из крупных столичных дилерских центров сейчас стоит 4,5 млн руб. В прошлом году менеджер этой компании был готов продать машину нам за 4 млн руб.
«Знаете, тут наверняка какая-то ошибка. Скорее всего, тогда вам назвали цену с учетом всех скидок, в том числе трейд-ина. При этих условиях цены на «Суперб» и сейчас будет приближаться к 4 млн руб.», — уверяет продавец.
Параллельный импорт автомобилей в 2024 году: что изменится с 1 апреля
«Мы откатились в 90-е»: «Лиса рулит» о китайских машинах и сером импорте
С 1 апреля автомобили из параллельного импорта подорожают. Карточки
В России начали продавать Citroen, Honda и Mazda с официальной гарантией