История компании Geely
Geely — это головная марка концерна Geely Automobile Holdings Limited, одного из крупнейших автопроизводителей КНР, который, в свою очередь входит в состав многопрофильной группы Zhejiang Geely Holding Group со штаб-квартирой в городе Ханчжоу, столице провинции Чжэцзян на востоке Китая.
Geely выросла из основанной в 1986 году компании Zhejiang Huangvan Shiqu Refrigerator Company, которая изначально выпускала запчасти для холодильников и кондиционеров, а в 1994 году переключилась на выпуск легких мотоциклов и скутеров. Четырехколесным первенцем стал сошедший с конвейера в 1998 году субкомпактный хэтчбек HQ (Haoqing), клон Daihatsu Charade третьего поколения. В 2002 году компания получила от властей КНР лицензию, дающую право на выпуск автомобилей собственной конструкции.
Свое нынешнее название, Geely («Счастье», в переводе с китайского), собственно компания получила в 2003 году, после чего начала производство автомобилей не только для внутреннего рынка КНР, но и на экспорт — в страны Африки, Ближнего Востока, Центральной и Южной Америки, Восточной Европы. В 2020 году Geely стала первым автопроизводителем из КНР, чьи глобальные объемы продаж превысили 10 млн. экземпляров. Уже через два года компания преодолела рубеж в 12 млн. проданных автомобилей. С 2012 года холдинг Geely постоянно входит в Fortune Global 500, рейтинг 500 крупнейших мировых компаний по объемам выручки. В 2022 году с результатом в 55, 86 млрд. долларов китайская группа заняла в рейтинге 229 место.
В Россию Geely пришла в 2007 году, когда на Уральском автомоторном заводе «АМУР» была организована крупноузловая сборка компактного седана Otaka.
Geely Otaka оснащали двигателем объемом 1,5 литра мощностью 94 л.с. и крутящим моментом 128 Нм. Otaka разгонялась до 100 км/ч за 11,5 сек. Базовая комплектация включает в себя кондиционер, электропакет, а в качестве дополнительных опций предлагается ABS с системой перераспределения тормозных усилий, две подушки безопасности, регулируемые ремни безопасности с преднатяжителями.
Однако после повышения таможенных пошлин на машинокомплекты проект через год свернули. Тогда же созданное компанией «Рольф» подразделение RedDragon по соглашению с Geely получило статус эксклюзивного дистрибьютора китайской марки в России.
Продлилась совместная работа недолго — в 2010 году «Рольф» разорвал отношения с Geely. Обе стороны тогда заявили, что признают, что бренд Geely имеет большой потенциал для развития на российском рынке, особенно в связи с наличием локальных производственных мощностей, однако придерживаются разных мнений относительно путей достижения поставленных целей развития, говорится в официальном сообщении Geely. Эти разногласия во многом и повлияли на принятие решения об окончании сотрудничества.
В 2011 году Geely с образованием дочернего ООО «Джили-моторс» уже официально пришла в Россию.
Как и другие крупные автопроизводители из КНР, Geely за последний два года резко увеличила объемы продаж в России после ухода с нашего рынка большинства зарубежных компаний. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2023 году Geely, показав рост на 244% (84 019 автомобилей), заняла четвертое место по объемам продаж в России.
Кому принадлежит Geely
Geely — первая частная автомобильная компания в КНР. Ее основатель и владелец группы Zhejiang Geely Holding Group — Ли Шуфу (Эрик Ли), родившийся 25 июня 1963 года в небогатой семье в сельском пригороде Тайчжоу. Свою бизнес-империю Ли Шуфу начал строить в подростковом возрасте с открытия небольшой фотостудии. По данным журнала Forbes, в 2023 году состояние Ли Шуфу оценивалось в $17,7 млрд.
Какими марками владеет Geely
Ли Шуфу избрал для автомобильного подразделения своего холдинга стратегию развития отличную от той, которой следовали государственные компании КНР: вместо создания СП с грандами отрасли ставка была сделана на скупку зарубежных активов. Сегодня холдинг Geely владеет или контролирует:
- Volvo Cars: Шведская компания, приобретенная у концерна Ford в 2010 году почти за 2 млрд. долларов, обладает широкой автономией в составе китайской группы вместе со своим дочерним подразделением Polestar, выпускающим с 2017 года премиальные электромобили со спортивным акцентом;
- London Electric Vehicle Company (LEVC): В 2013 году под полный контроль холдинга Geely перешла компания Manganese Bronze, производитель лондонских кэбов. Сегодня под брендов LEVC выпускаются автомобили-такси и фургоны с гибридными силовыми установками;
- Lotus Cars: Контрольный пакет акций знаменитой британской компании, производящей спорткары, был выкуплен в 2017 году у малайзийского холдинга DRB-HICOM;
- Proton: C 2017 года китайский холдинг владеет 49,9% акций Proton, национального малайзийского автопроизводителя, чья продукция поставляется в страны Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной Азии.
В последнее время в составе Geely Automobile Holdings Limited появляется все больше собственно китайских суббрендов, нацеленных на разные сегменты рынка легковых автомобилей:
- Lynk & Co: Глобальная марка создана в 2016 году совместно Geely и Volvo как производитель нацеленных на молодежную аудиторию премиальных моделей, дистрибуция которых построена на современных схемах прямых продаж и подписки;
- Geometry: Суббренд молодежных, высокотехнологичных электромобилей запущен в 2019 году;
- Maple: Возрожденный в 2020 году после десятилетней паузы бренд теперь ориентирован на выпуск бюджетных легковых электромобилей.
- Zeekr: Подразделение по выпуску премиальных электромобилей создано в 2021 году;
- Jidu Auto: Созданное в 2021 году СП Geely и китайского IT-гиганта Baidu нацелено на выпуск электромобилей, интегрированных в метавселенную Baidu с перспективой перехода на управление полностью в режиме автопилота;
- Livan: Под маркой, созданной в 2022 году после реструктуризации обанкротившейся компании Lifan, будут продаваться электромобили с возможностью быстрой замены севших тяговых батарей на заряженные;
- Radar: Под брендом, анонсированным летом 2022 года, начнется выпуск электрических пикапов, внедорожников и квадроциклов;
- Zhidou: Воссозданная в 2024 году после банкротства компания продолжит выпуск городских микроэлектромобилей.
Кроме того, холдинг Geely имеет СП:
- С концерном Daimler AG. Компания с равнодолевым участием создана в 2019 году для перезапуска марки smart в качестве производителя компактных электромобилей. Немецкая сторона отвечает за дизайнерскую часть, тогда как китайская — за проектирование и производство.
- С концерном Renault. Компания создана в 2022 году для перезапуска кризисного Renault Samsung Motors. С 2024 года на заводе южнокорейского подразделения планируется начать выпуск моделей на платформе СМА совместной разработки Volvo и Geely.
Эмблема Geely
За без малого 30-летнюю историю марки Geely ее эмблема неоднократно менялась:
- 1998: логотип представлял собой переработанную версию эмблемы, которая использовалась компанией с 1986 года еще до ее вхождения в автомобильный сектор. По центру композиции находилось стилизованное изображение гор — отсылка к пейзажу рядом со штаб-квартирой компании в Ханчжоу. Одновременно знак напоминал шесть объединенных в одну фигуру шестерок, счастливое число в китайской традиции. При этом наклонные линии символизировали ступени на пути к успеху. В варианте 1998 года эта центральная фигура эмблемы сменила цвет с красного на белый и была помещена внутрь голубого круга. Такое сочетание символизировало свободу, скорость и легкость. На темно-синем внешнем кольце эмблемы размещалось название марки.
- 2014: cледующее существенное изменение эмблемы произошло после объединения созданных к тому времени суббрендов под общей маркой Geely. При этом новый логотип являлся версией эмблемы суббренда Emgrand, но в другом цветовом исполнении: внутри приплюснутого щита с золотой окантовкой находились шесть чередующихся синих и темно-серых секторов, символизирующих драгоценные камни, которые ассоциируются с привилегированности и роскошью.
- 2019: появился более стильный «широкоформатный» вариант эмблемы. Цвет окантовки щита стал серебристым, а название марки под центральной фигурой, выполненное серыми буквами вместо голубых, сменилось с Geely на Geely Auto. Одновременно покрытие стилизованных драгоценных камней сделали матовым.
- 2023: Следуя моде, эмблему переработали в минималистическом ключе. Логотип стал плоским, а его бело-голубая цветовая гамма подчеркивает приверженность марки экологическим ценностям, одновременно символизируя доверительные отношения между производителем и покупателем.
Где собирают автомобили Geely
Холдингу Geely имеет 10 заводов на территории КНР и еще 8 сборочных предприятий за рубежом. Также холдингу принадлежат научно-исследовательские центры в Китае и Швеции и дизайн-бюро в Барселоне (Испания) и Калифорнии (США).
В России после повторной неудачи с запуском в 2011 году локальной сборки на заводе «Дервейс» в Карачаево-Черкесии Geely не создавала новых производственных площадок, но с 2013 года методом крупноузловой сборки выпускала ряд моделей силами СП, созданного на мощностях предприятия «Автогидроусилитель» в городе Борисов (Республика Беларусь). В 2017 году рядом с городом Жодино в РБ введен в строй новый завод Geely полного цикла. Отсюда в Россию поставляют ряд моделей марки. Глобальная производственная база Geely позволяет выпускать порядка 2 млн. автомобилей в год.
В КНР самый инновационный завод Geely находится в городе Нинбо в провинции Чжэцзян. На высокоавтоматизированном предприятии используется в основном европейское оборудование, а также американское и японское. Перед началом серийного производства все операции отрабатываются на экспериментальном мини-заводе в Ханчжоу. Здесь собирают тестовые образцы новых моделей и обкатывают сами программы сборки.
Популярные модели Geely
Под маркой Geely выпускаются модели разных классов, но в России продукция компании представлена в основном кроссоверами. Единственным исключением является седан малого среднего класса Emgrand. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2023 году четыре модели Geely вошли в число 25 самых продаваемых в России легковых автомобилей:
1. Geely Coolray
Geely Coolray с результатом 35 382 единицы занял четвертое место, показав рост продаж на 202,6%. Coolray — пятиместный компактный кроссовер с передним приводом. Осенью 2023 года в России стартовали продажи рестайлинговой версии, которая вместо турбированного трехцилиндрового мотора получила наддувную «четверку» того же рабочего объема 1,5 л. Двигатель мощностью 147 л.с. работает в тандеме с 7-ступенчатым «роботом».
2. Geely Atlas Pro
Atlas Pro с результатом 17 658 единиц занял десятое место, показав рост продаж на 159,3%. Atlas Pro — пятиместный среднеразмерный кроссовер с бензиновым трехцилиндровым турбомотором рабочим объемом 1,5 л. У поставляемой в РФ переднеприводной версии двигатель мощностью 150 л.с. работает в паре с классическим 6-диапазонным «автоматом» японской Aisin. У мягкогибридной полноприводной версии ДВС выдает 177 л.с. (еще 13 л.с. добавляет стартер-генератор) и агрегатируется с разработанным Geely 7-ступенчатым «роботом с двумя сцеплениями.
3. Geely Tugella
Tugella с результатом 15 181 единица заняла четырнадцатое место, показав рост продаж на 191,0%. Geely Tugella — пятиместный среднеразмерный купе-кроссовер с полным приводом. В РФ модель поставляется с бензиновыми турбо-»четверками» рабочим объемом 2,0 л мощностью 200 и 238 л.с., которые работают в паре с классическим 8-диапазонным «автоматом».
4. Geely Monjaro
Monjaro, дебютировавший в РФ в 2023 году, с результатом 9 817 единиц занял девятнадцатое место. Geely Monjaro — пятиместный среднеразмерный кроссовер с полным приводом. Модель поставляется в РФ с 2,0-литровым бензиновым четырехцилиндровым турбомотором мощностью 238 л.с., который работает в тандеме с классическим 8-диапазонным «автоматом».
Читайте также:
6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности
7 главных китайских электромобилей: история и характеристики
Китайские пикапы: история, подборка лучших с фото и характеристиками