Российский рынок электротранспорта (EV) при базовом прогнозе достигнет совокупного среднегодового роста +38% к 2033 году. Продажи на рынке EV вырастут до 340 тыс. единиц в год, а общий парк к тому времени увеличится до 1 778 000 ед. К такому выводу пришли авторы исследования по российскому рынку электромобилей консалтинговой компании Strategy Partners, которое имеется в распоряжении Autonews.ru.
Впрочем, темпы развития рынка электрокаров в России будут ниже мировых, и в разных федеральных округах их доля в автопарке будет составлять от 7 до 10%, отмечают эксперты.
Россияне в большинстве своем по-прежнему опасаются покупать электромобили. Прежде всего это связно с их высокой стоимостью, неравномерным распределением зарядной инфраструктуры по территории страны, а также с недостаточной осведомленностью об особенностях EV. Сколько сейчас в России электрокаров, какие марки в лидерах, что привозят по параллельному импорту и сколько стоит зарядить электрокар — 5 главных фактов.
Сколько в России электрокаров
По итогам 2023 года в России продали 14 тыс. новых EV, что в 4,7 (на 370%) раза больше, чем в 2022-м. Российский рынок EV, если смотреть с 2015 года, достиг среднегодового темпа роста в 134,8%. К 1 января 2024 года в стране, по данным «Автостата», насчитывалось 39,1 тыс. электромобилей.
За 2023 год в стране появилось более 10 новых китайских брендов EV. При этом автомобили, ввозимые по параллельному импорту, опережают по продажам немногочисленные марки, поставляемые в России официально. Strategy Partners ожидает, что ситуация с ввозом из-за рубежа EV кардинально не поменяется в будущий период.
В легковом сегменте электротранспорта в России в 2023 году присутствовали в основном автомобили из Китая, которые собираются методом крупноузловой сборки в России. Массового производства электротранспорта с нуля, кроме электробусов, в России пока нет.
Среди отечественных производителей легковых EV значатся:
- ООО «Моторинвест»: Evolute
- АО МАЗ «Москвич»: «Москвич 3е»
- АО «Кама»: «Атом»
- «АвтоВАЗ»: Lada e-Largus
- Группа «ГАЗ» — электрогрузовики.
Как следует из федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025–2026 гг., уровень локализации производства электромобилей в России должен достичь 70% к 2030 г., в том числе за счет увеличения глубины локализации аккумуляторных ячеек, включая катодные и анодные материалы.
В январе — феврале 2024 г. было продано 3 390 электромобилей, что в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период 2023 г. Для сравнения: по данным МВД на конец 2022 года, всего в стране насчитывалось 64,5 млн единиц зарегистрированных транспортных средств (всех типов).
Уровень развития российского рынка электромобильности в настоящий момент соответствует уровню Китая, Европы и США 7–10-летней давности.
Самые популярные электрокары в России
В марочной структуре за февраль 2024 года лидировали следующие электрокары:
- Zeekr - с долей 51% от всех проданных электромобилей (972 шт.).
- Evolute (167 шт.)
- Volkswagen (154 шт.)
- «Москвич» (107 шт.),
- Tesla (67 шт.).
В 2022 г. легковушки занимали наибольшую долю (95%, или 22,5 тыс. единиц) относительно всех зарегистрированных EV в России. Второе место — электробусы (4,8%, или 1144 единиц), третье место — электрогрузовики (0,2%, или 49 единиц).
Автопарк EV в России на 1 января 2024 г. насчитывал 39,1 тыс. единиц, из которых 78,7% составляли BEV, 21,4% — PHEV.
В марочной структуре парка легковых EV в России лидировали:
- Nissan (38% от общего объема в 2023 г.)
- Tesla (12,7%)
- Mitsubishi (7,4%).
- Porsche 4,7%
- и Volkswagen 4,2%.
Концепция развития электрокаров в России
Планы по развитию рынка электрокаров в России определены в Концепции по развитию производства и использования электротранспорта до 2030 г. Она в том числе предусматривает создание и расширение сети электрозаправок (ЭЗС) по стране. Помимо этого, как отмечают авторы исследования, росту продаж способствует расширение модельного ряда EV, интересных для потребителей. Концепция предусматривает стимулирование спроса на частный и корпоративный электротранспорт посредством различных скидок, субсидий, бесплатного проезда по платным трассам.
К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге уже несколько лет владельцы EV могут бесплатно парковаться на улицах городов. Кроме того, они освобождаются от уплаты транспортного налога. Освобождены владельцы EV от уплаты транспортного налога и в Пермском крае. В Перми также изучается возможность отмены взимания платы за парковку в центре города.
В Татарстане предложено освободить владельцев EV от уплаты транспортного налога на период с 2024 по 2029 г. В течение трех последующих лет для владельцев EV также будет действовать налоговая льгота в размере 50%.
В 2023 г. в рамках пилотного проекта автомобили на электротяге имели право бесплатного проезда по платным федеральным трассам. В их числе:
- М-1 «Беларусь» (включая «Обход Одинцова»);
- М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева»;
- М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань;
- Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД).
Сколько в России электрозаправок
Общее число публичных и частных ЭЗС в России составляло 7,5 тыс. штук в 2022 г. К середине декабря 2023 г. количество публичных ЭЗС увеличилось до 3 738 единиц. Таким образом, на одну публичную ЭЗС в России приходилось 10,5 электромобиля на конец 2023 г.
Уровень распространения электромобилей по регионам соответствует развитию сети ЭЗС в России. Быстрые ЭЗС демонстрируют большую динамику роста по сравнению с медленными. Так, в 2022 г. количество быстрых ЭЗС выросло на 203% по сравнению с 2021 г., а число медленных ЭЗС увеличилось всего на 12% в 2022 г. по сравнению с 2021 г.
Ввод быстрых ЭЗС субсидирует государство. На текущий момент конкурентная среда российских ЭЗС остается фрагментированной в части как операторов, так и производителей ЭЗС.
Сколько стоит зарядить электрокар
В России быстрых электрозаправок появляется больше, чем медленных. Так, в 2023 г. количество быстрых ЭЗС выросло на 90% по сравнению с 2022 г., а число медленных ЭЗС — на 42%.
Средние тарифы на быстрых и медленных ЭЗС в целом не сильно разнятся в разных регионах. Наиболее доступные тарифы — в СФО и ДФО в силу наиболее низких в России отпускных цен на электричество для предприятий, особенно в Иркутской области. Наиболее однородные тарифы в быстрых ЭЗС — в регионе СКФО в силу небольшого количества локаций.
При зарядке от бытовой электросети (медленные ЭЗС) стоимость зависит от региона, времени суток, а иногда даже от того, установлена ли в квартире электроплита: в этом случае тарифы ниже. Заряжать автомобиль в Москве в 2023 г. ночью по тарифу многоквартирного жилого дома с 23:00 до 07:00 стоило 2,98 рублей за кВт*ч. Днем — 7,85 рубля. При емкости батареи 77 кВт*ч (например, Kia EV6) по ночному тарифу автомобиль можно было полностью зарядить за 217,5 рубля. По дневному — за 572,2 рубля. Такого заряда батареи хватит, чтобы проехать примерно 300 км в городском цикле. Получается, цена 100 км на электромобиле составляет 50–150 рублей, если подзарядку вести от бытовой сети многоквартирного дома.
Городские быстрые ЭЗС подают постоянный ток, их мощность — от 50 кВт и выше. Этого достаточно, чтобы зарядить аккумулятор Tesla Model 3 емкостью 60 кВт*ч чуть дольше, чем за час. Стоимость зависит от оператора, в 2023 г. это обычно 15–20 рублей за кВт*ч. Значит, чтобы зарядить электромобиль полностью, надо потратить 750–1 200 рублей. Этого хватает на 320 км, а 100 км на электромобиле обойдутся в 230–375 рублей.
Помимо этого, например, в Москве развернута сеть ЭЗС «Энергия Москвы», на которой можно заряжаться бесплатно.
При цене бензина в 56,16 рубля за литр (АИ-9 на 1 октября 2023 г.) и расходе топлива в 7,9 литра (расход по городу) стоимость 100 км пробега Hyundai Solaris составит 444 рубля. Исходя из расхода топлива при движении на трассе (4,9 литра), стоимость 100 км составит 275 рублей. Разница в стоимости заправки электромобиля и авто с ДВС для 100 км пробега в среднем варьируется от 1,8 до 9 раз в зависимости от вида ЭЗС и условий вождения.
Белорусский электрокар Belgee eX50 пообещали запустить до конца года
Аналитики подсчитали стоимость владения электрокарами Evolute
Tesla обошла китайскую BYD и вернула себе лидерство на рынке электрокаров
Xiaomi начала поставки своего первого электрокара SU7
Voyah, Hongqi и Zeekr впервые попали под налог на роскошь. Полный список