Критерии надежного двигателя
Строго говоря, надежность любого силового агрегата определена еще на заводе. Каждая запускаемая в серию модель имеет расчетный ресурс до капремонта. Иногда он открыто указывается в руководстве по ремонту, иногда скромно фигурирует только во внутренних технических бюллетенях для СТО. При этом надо понимать, что указанная на бумаге цифра очень условна и зависит от десятков часто труднопрогнозируемых факторов.
Не будем отрицать, что заложенный ресурс старых моторов действительно ощутимо (иногда в разы) выше современных. Однако огромную роль играет интерпретация симптомов и трезвая оценка состояния агрегата. Которая, в большинстве ситуаций, проводится владельцем не объективно, а исключительно дабы доказать соседу, что его «кредитоповозка» не идет ни в какое сравнение с «настоящим качеством тех лет». Но об этом несколько слов скажем в конце. В общем же случае, рассуждая о критериях надежного мотора, следует брать во внимание следующие вводные.
- Рабочий объем двигателя. Чем он выше, тем меньше средние нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма.
- Наличие турбонаддува. То, что турбомоторы в среднем более нагруженные (следовательно, менее ресурсные) — аксиома.
- Материалы изготовления. Классический чугун менее подвержен термическим и усталостным деформациям, нежели современные легкие алюминиевые сплавы.
- Общий конструктив. Здесь действует базовый принцип механики: чем меньше деталей, тем выше наработка на отказ. Такие элементы как фазовращатели, сложная система непосредственного впрыска, турбокомпрессор, переменная длина впуска и обилие датчиков (все перечисленное — привычные атрибуты современных силовых агрегатов) очевидным образом снижают ресурс мотора, даже в теории.
Далее перечислены некоторые относительно современные моторы, которые пусть и не снискали славу миллионников 70-80-х годов, но тоже очень неплохо себя зарекомендовали в эксплуатации. Зачастую не обладая астрономическим ресурсом по пробегу, указанные двигатели, тем не менее, часто обладают более-менее современным арсеналом технических решений (хотя и не все). Что позволяет не столько хвастать цифрами на одометре, сколько иметь хорошую топливную экономичность, адекватную приемистость и не сражать окружающих видом и запахом выхлопа.
Самые надежные дизельные двигатели: ТОП-3
1. Mercedes 3.0 CDI (OM642)
- Объем (л.) и архитектура блока цилиндров.: 3.0 V6
- Мощность, л.с.: 184-265
- Годы выпуска: 2005-2014
V-образная «шестерка» с блоком и поршнями из алюминия имеет систему впрыска Common Rail и охладитель системы рециркуляции отработанных газов EGR. Примечательной особенностью OM642 является самоочистка сажевого фильтра собственными средствами блока управления. Что избавляет владельца от необходимости периодически доливать мочевину, как в некоторых особо прогрессивных дизелях. OM642 — самый современный двигатель в сегодняшней подборке, и уж точно не пресловутый миллионник из прошлой эпохи. И все же, судя по статистике и отзывам, остатки «былой роскоши» легендарной надежности старых мерседесовских дизелей в нем присутствуют.
2. VW 1.9 TDI (AFN, 1Z, AAZ, AHU)
- Объем (л.) и архитектура блока цилиндров.: 1.9 R4
- Мощность, л.с.: 75-110
- Годы выпуска: 1991-2010
Единственным слабым местом в общей практике эксплуатации данного мотора считается ремень ГРМ. Его рекомендуется менять каждые 60 тыс. км., а забывчивость владельца часто приводит к самым печальным последствиям. В целом же это двигатель конструктивно простой, не перегруженный, и, как следствие, очень неприхотливый. Система питания основана на распределительном ТНВД и механических форсунках, что также дает плюс в виде не слишком высокой избирательности в качестве топлива.
3. BMW 2.5d / 3.0d (M57)
- Объем (л.) и архитектура блока цилиндров.: 2.5-3.0 R6
- Мощность, л.с.: 163-286
- Годы выпуска: 1998-2013
Баварский «эм пятьдесят седьмой» — семикратный лауреат различных премий «Двигатель года». На протяжении срока выпуска имел две модификации: на 2,5 и 3 литра. Уходя корнями к более старым двигателям, М57, тем не менее, к концу жизненного цикла обзавелся всеми современными атрибутами: изменяемой геометрией турбины, фазовращателями, впрыском Common Rail и EGR. Весьма примечательной особенностью агрегата является цепной привод ГРМ, который формально рассчитан на весь срок службы мотора.
Самые надежные бензиновые двигатели: ТОП-3
1. Toyota 2.5 / 3.0 (1JZ-GE / 2JZ-GE)
- Объем (л.) и архитектура блока цилиндров.: 2.5-3.0 R6
- Мощность, л.с.: 180-280
- Годы выпуска: 1990-2007
Про тойотовский «джей-зет» не слышал лишь очень отстраненный от автотемы владелец. Выпускавшаяся 17 лет линейка рядных шестерок входит в бессменный топ тех самых моторов-миллионников. При очень неплохой удельной мощности даже самых первых атмосферных версий (180 л.с.), эти агрегаты обладали отменным ресурсом, отголоски которого позволяют им до сих пор находиться в строю. А турбированные исполнения увеличенного объема в 3 литра при минимальном тюнинге позволяли снимать 350-400 сил без критического ущерба для ресурса.
2. Renault 1.4-1.6 (K7J / K7M)