Что такое режим труда и отдыха
Режим труда и отдыха (РТО) — это закрепленное трудовым законодательством расписание исполнения служебных обязанностей сотрудником. Важно, что значение слова «отдых» здесь имеет такой же вес, как и «труд» — о чем, к сожалению, многие работодатели «забывают», а работники стесняются настаивать. Утомленный водитель представляет реальную угрозу на дороге, поэтому соблюдение РТО контролируется не только со стороны руководства фирмы, но и надзорными органами, включая ГИБДД. Соблюдать режим труда и отдыха обязаны все водители, профессионально связанные с управлением колесных транспортных средств: водители автобусов, грузовиков, таксопарков и т.д.
Основные положения о максимальной продолжительности рабочего времени за рулем утверждены Минтрансом в приказе 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
Положение Минтранса о режиме труда и отдыха водителей
Приказ № 424 Министерства транспорта подробно описывает разделение рабочего и свободного времени профессиональных водителей на протяжении всей смены. Учет должен производиться по одной из двух схем: ежедневной либо ежемесячной.
- В первом случае все просто: максимальная продолжительность рабочего дня не должна превышать 9 часов.
- В ситуации, когда с исполнителем согласован второй вариант, за расчетную величину берется максимальное время работы за месяц. Тогда ежедневная норма нахождения за рулем может быть скорректирована в ту или иную сторону. В крайнем случае, если согласен водитель и профсоюз, отправной точкой считается сумма рабочих часов за 3 месяца.
Разумеется, для второго варианта предусмотрен ряд ограничений, дабы водителя не заставили (или он не вызвался сам) работать сутками без перерыва. Так, рабочая смена может быть увеличена до 10 часов, но не чаще 2 раз в неделю. Если дневная переработка осуществляется на линиях пассажирских перевозок или спецлиниях (медслужба, военная служба), смена может быть увеличена до 12 часов. Но даже в таком случае продление рабочего времени не должно превышать 4 часов за два дня подряд, а сумма проведенных за рулем в течение недели — 56 часов. Есть и еще одно условие: максимальное общее количество часов работы за 2 недели подряд — не более 90.
Как можно видеть, второй вариант достаточно витиеват, и даже при наличии тахографа (о чем далее) рядовой водитель далеко не всегда сможет четко проконтролировать свое рабочее время. Поэтому в любом транспортном учреждении в идеале должен быть контролер по режиму труда и отдыха водителей. Как известно, на практике так происходит далеко не всегда, и за контроль часов нередко отвечает либо экспедитор, либо начальник смены, либо вовсе бухгалтерия.
Таблица режима труда и отдыха водителей
Далее приведены примерные типовые таблицы РТО для водителей автобусов, дальнобойщиков и таксистов. Конкретный рабочий график составляется в каждом АТП, транспортной компании и таксопарке индивидуально. Однако с учетом вышеизложенных норм РТО расписания часто схожи и могут выглядеть следующим образом.
Режим труда и отдыха водителя автобуса
Действие | Длительность |
Обязательный предрейсовый осмотр | 10 минут |
Заправка | 10 минут |
Работа на маршруте | 3 часа |
Обед | 1 час |
Работа на маршруте | 4 часа |
Ужин | 1,5 часа |
Работа на маршруте | 2 часа |
Обязательный послерейсовый осмотр | 10 минут |
Суммарное время отдыха | 2,5 часа |
Суммарное время работы | 9 часов |
Всего смена | 12 часов |
Режим труда и отдыха дальнобойщика
Действие | Длительность |
Обязательный предрейсовый осмотр | 10 минут |
Прием документов, получение маршрута | 10 минут |
Работа на маршруте | 5 часов |
Заправка и обед | 1,5 часа |
Работа на маршруте | 4 часа |
Ужин | 1,5 часа |
Работа на маршруте | 2 часа |
Заправка, осмотр автомобиля | 1 час |
Суммарное время отдыха | 3 часа |
Суммарное время работы | 11 часов |
Всего смена | 15 часов 20 минут |
Режим труда и отдыха таксиста
Действие | Длительность |
Работа на маршрутах | 2 часа |
Заправка и перекус | 30 минут |
Работа на маршрутах | 3 часа |
Обед | 45 минут |
Работа на маршрутах | 2 часа |
Суммарное время отдыха | 1 час 15 минут |
Суммарное время работы | 7 часов |
Всего смена | 8 часов 15 минут |
Режим труда и отдыха водителя по тахографу
Тахограф — это прибор для учета времени, проведенного на маршруте профессиональным водителем: таксистом, дальнобойщиком или водителем маршрутного транспорта. Современный цифровой тахограф регистрирует время и продолжительность поездок с интервалами стоянок, маршрут движения, а продвинутые версии могут запоминать даже неисправности транспортного средства, если таковые могут быть переданы по цифровой шине данных.
На сегодняшний день тахографы работают с индивидуальными ключ-картами, которые являются идентификаторами водителя. В начале смены шофер вставляет карту в приемник тахографа, чем подтверждает свою личность. С этого момента устройство берет все перемещения машины «на карандаш», что не позволяет водителю простаивать или, напротив, перерабатывать «мимо кассы». Подробнее про работу тахографов Autonews рассказывал в отдельном материале.
Исключения составляют водители ведомственного служебного транспорта, автомобилей силовых структур, транспорта для международных перевозок и транспорта без допуска на дороги общего пользования. Для этих категорий установка тахографа необязательна.
Штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя
Соблюдение режима труда и отдыха контролирует не только работодатель, но и сотрудники ГИБДД. Так, любой инспектор вправе поинтересоваться, сколько часов шофер провел за рулем без перерыва, считав данные тахографа с помощью распечатки — в современные аппараты встроен компактный термопринтер. Ответственность за нарушение РТО предусмотрена ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ и предполагает следующие суммы.
- Штраф водителю — от 1,5 до 2 тыс. руб.
- Штраф старшему по смене — от 7 до 10 тыс. руб.
- Штраф индивидуальному предпринимателю — от 15 до 25 тыс. руб.
- Штраф юрлицу — от 20 до 50 тыс. руб.
Читайте также:
Категории водительских прав: виды, расшифровка
Как получить международные водительские права и где они нужны
Сколько стоит вписать в страховку водителя со стажем и без
Какие штрафы грозят за перевозку лишнего пассажира: ответ эксперта