Что такое бронеавтомобиль «Тигр»
«Тигр» — это семейство российских многоцелевых бронеавтомобилей с колесной формулой 4х4, которые с 2005 года выпускаются Арзамасским машиностроительным заводом (АМЗ) и состоят на вооружении ВС и других силовых структур РФ. «Тигр» предназначен для решения следующих задач:
- Перевозка личного состава и различных грузов;
- Огневая поддержка атакующих или находящихся в обороне подразделений;
- Ведение обычной, радиологической и химической разведки;
- Использование в качестве платформы для средств связи, РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и другого оборудования;
- Эвакуация раненых с поля боя.
Концептуально «Тигр», не имеющий аналогов в ВС СССР, напоминает американский HMMWV (Высокоподвижное многоцелевое колесное транспортное средство), который выпускается с 1984 года. Это означает, что функционально «Тигр» близок к бронетранспортеру при меньших габаритах, благодаря чему его можно рассматривать также в качестве альтернативы армейским внедорожникам УАЗ, лишенным противопульной и противоосколочной защиты.
Бронеавтомобиль «Тигр»: история создания
Изначально «Тигр» создавался в качестве менее дорогой альтернативы HMMWV по заказу короля Иордании Абдаллы II. Посредником являлась зарегистрированная в ОАЭ компания Bin Jabr Group (BJG), которая в 1999 году разместила заказ на проектирование и постройку опытных экземпляров на ГАЗе. Стоимость контракта составила 60 млн. долларов. Непосредственным исполнителем стала дочерняя компания ГАЗа ЗАО «Промышленные компьютерные технологии». Главный конструктор автомобиля — Александр Коршунов.
Уже в 2001 году на выставке вооружений в Абу-Даби были представлены первые образцы Tiger HMTV, но по причинам, которые никогда не были названы официально, сотрудничество BJG и ГАЗа прекратилось, что не помешало с 2005 года наладить в Иордании производство бронеавтомобилей Nimr (тигр — араб.), имеющего конструктивное сходство с российским «Тигром».
Со своей стороны, ГАЗ, используя наработки по проекту, в 2002 году построил три варианта автомобиля, которому изначально было присвоено обозначение ГАЗ-2975. Два образца имели тентованный кузов, а третий — бронированный. Премьерный показ ГАЗ-2975 состоялся на Московском международном автосалоне 2002 года. После него два опытных образца были переданы на испытания в московский СОБР, где получили положительные отзывы, после чего МВД РФ стало первым заказчиком «Тигров». За прошедшие годы бронеавтомобили этого семейства приняли участие в ряде вооруженных конфликтов в Грузии, Сирии, Украине. В настоящее время производство «Тигров» помимо АЗМ осуществляется в Китае на Пекинском автомобильном заводе.
Характеристики бронеавтомобиля «Тигр»
«Тигр» — бронеавтомобиль рамной конструкции, рассчитанный на перевозку 6-9 человек и 1200 кг груза. Бронекорпус изготовлен из бронелистов толщиной 5-7 мм (в зависимости от модификации). Все окна выполнены из бронестекла. Это позволяет обеспечить защиту экипажа, а также основных узлов автомобиля при обстреле из автомата АКМ пулями калибра 7,62 и 5,45 мм. Кроме того, перевозимый личный состав сохраняет подвижность при подрыве до 0,6 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте под колесом и/или под днищем бронеавтомобиля.
Сейчас на «Тигры» устанавливаются отечественные турбодизели ЯМЗ 5347-10/5347-11 рабочим объемом 4,43 л с отдачей 215 л.с. и 735 Нм в тандеме с 5-ступенчатыми механическими коробками передач. Полноприводная трансмиссия с понижающим рядом и полным комплектом блокировок дифференциалов. Межколесные самоблокирующиеся, как и конструкция торсионной подвески на сдвоенных поперечных рычагах и система централизованной регулировки давления в шинах, заимствованы у БТР 80. При этом снаряженная масса «Тигра» примерно вдвое меньше.
В стандартную комплектацию также входят:
- Гидроусилитель руля;
- Предпусковой подогреватель;
- Электрическая лебедка;
- Фильтровентиляционная установка.
В перечне дополнительного оборудования, среди прочего, значатся:
- ABS;
- Дополнительный отопитель;
- Кондиционер.
Бронеавтомобили «Тигр» способны действовать на любом типе местности при температурах в диапазоне от -50 до +50 °С и на высотах до 4 500 м, выдерживая запыленность воздуха до 1,5 г/м³.
В зависимости от выполняемых задач на бронеавтомобили «Тигр» устанавливаются различные системы вооружения:
- Пулеметы калибра 7,62 и 12,7 мм»;
- Автоматический станковый гранатомет АГС-17 «Пламя»;
- Боевые модули с дистанционным управлением (БДУМ), в частности, «Арбалет-ДМ», в составе которого два пулемета и гранатомет.
Кроме того, люк и открывающиеся окна позволяют десанту вести огонь из стрелкового оружия.
Ниже приведены ТТХ модификации «Тигр-М» АСН-233115
Тип машины | Колесная бронированная |
Снаряженная масса, кг | 6 880 |
Полная масса, кг | 8 080 |
Полная масса буксируемого прицепа, кг | 2 500 |
Количество посадочных мест | 6 |
Длина, ширина, высота, мм | 5 600 х 2 400 х 2 500 |
База, мм | 3 300 |
Клиренс, мм | 400 |
Угол въезда/съезда, град. | 34 / 36 |
Макс. преодолеваемый подъем, град. | 31 |
Макс. угол косогора, град. | 20 |
Макс. высота преодолеваемой вертикальной стенки, м | 0,4 |
Макс. ширина преодолеваемого рва, м | 0,5 |
Макс. глубина преодолеваемого рва, м | 1,2 |
Макс. скорость по шоссе, км/ч | 110 |
Запас хода, км | 1000 |
К числу достоинств бронеавтомобиля «Тигр» относятся:
- Возможность установки большого числа видов вооружения и специальных устройств;
- Высокая проходимость;
- Высокий (по меркам военной техники) уровень комфорта;
- Способность двигателей ЯМЗ работать на разных видах топлива.