branding imagebranding image
РБК АВТО
Двигатели Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Что такое КШМ, как он устроен и для чего предназначен

Все о КШМ: назначение, устройство, принцип действия
Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) можно считать самым что ни на есть главным элементом поршневого мотора. В особенностях устройства важнейшего элемента автомобиля разбирался Autonews.ru
Фото: Fusionstudio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Fusionstudio / Shutterstock / FOTODOM
  1. Что такое КШМ
  2. Устройство кривошипно-шатунного механизма
  3. Как работает кривошипно-шатунный механизм
  4. Неисправности кривошипно-шатунного механизма
  5. Часто задаваемые вопросы по КШМ

Что такое КШМ

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ) — группа взаимосвязанных подвижных элементов, реализующая перевод химической энергии сгорания топлива в механическую. В более узком смысле КШМ преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Назначение КШМ

Говоря простыми словами, именно работа кривошипно-шатунного механизма приводит автомобиль в движение. Работа всех деталей создает крутящий момент, который передается на трансмиссию и далее на колеса. Подробнее взаимодействие элементов КШМ будет описано далее.

Фото: Shutterstock Статьи 6 апреля Что такое двухмассовый маховик, как работает, признаки неисправностей
Фото: Shutterstock Техобслуживание 4 апреля Как и чем почистить дроссельную заслонку и как часто нужно это делать

Устройство кривошипно-шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм можно условно разделить на две категории деталей: подвижные и неподвижные.

Подвижная группа

Непосредственно детали, выполняющие цикличные перемещения в процессе работы ДВС. К ним относятся:

  • Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и стопорными кольцами.
  • Шатуны, включая вкладыши, втулки и болты.
  • Коленчатый вал, включая находящиеся на нем элементы: противовесы, шестерни, шкивы и т.п.
  • Маховик, включая сопутствующие детали типа венца, демпферов и т.п.

Исчерпывающее представление об устройстве и составе КШМ дает следующая иллюстрация.

Фото: ОАО «АЗ «Урал»

Неподвижная группа

Несмотря на повсеместно встречающееся в Сети описание структуры КШМ с разделением на две категории, так называемая «неподвижная группа» не имеет к нему непосредственного отношения. Даже само определение «кривошипно-шатунный механизм» предполагает набор подвижных деталей, участвующих в цикличном движении по заданным траекториям. Что до разного рода гильз, прокладок, и уж тем более блока цилиндров с поддоном, часто приписываемых к неподвижной группе, с формально-академической точки зрения эти детали не имеют к КШМ никакого отношения.

Как работает кривошипно-шатунный механизм

Принцип работы КШМ во многом совпадает с описанием работы ДВС в принципе. Коротко рассмотрим основные этапы и алгоритм взаимодействия элементов.

  • На такте рабочего хода расширяющиеся от воспламенения газы толкают вниз поршень, находящийся в цилиндре.
  • Поршень соединен с верхней частью шатуна — соответственно, шатун тоже двигается вниз.
  • Шатун, в свою очередь, соединен с кривошипом коленчатого вала своей нижней частью, за счет чего и передает ему перемещение поршня. Именно в этом месте возвратно-поступательное движение поршня (вверх-вниз) переходит во вращательное движение коленчатого вала (по кругу).
  • На конце коленвала закреплен маховик. Он передает крутящий момент дальше, в коробку передач: либо через сцепление (механика или робот), либо через гидротрансформатор (классическая АКПП).

Для лучшего понимания процесса можно еще раз взглянуть на вышеприведенную схему КШМ или найти в Сети анимацию его работы.

Фото: Ricky8kurniawan / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Ricky8kurniawan / Shutterstock / FOTODOM

Неисправности кривошипно-шатунного механизма

Так как КШМ является сложным и точным механизмом, большей частью находящимся внутри двигателя, любая поломка одного из элементов сразу же приведет к невозможности работы мотора. Тем не менее, можно описать ряд базовых симптомов, указывающих не на явный выход из строя, но на износ элементов кривошипно-шатунного механизма. При этом эксплуатация возможна (зачастую — месяцами и даже годами), но с падением эксплуатационных характеристик. И конечно, с постепенной прогрессией отклонений, что рано или поздно приведет к полному отказу.

  • Стуки при работе двигателя. В просторечии говорят, что «стучат пальцы». В изначальном смысле, на заре появления массовых ДВС, под этим действительно подразумевался сильный износ сочленения «поршень-поршневой палец-шатун», что сопровождалось характерным стуком. Однако уже в послевоенное время немногочисленные счастливчики-автовладельцы в СССР называли стуком пальцев любые ритмичные удары из двигателя. Причиной может быть как износ непосредственно поршневых пальцев, так и вкладышей, гидрокомпенсаторов, неотрегулированных клапанов и даже эффект детонации при некорректном смесеобразовании. Нередко первопричиной стучащего двигателя является низкое давление масла. Поэтому следует понимать, что непосредственно к неисправностям КШМ из перечисленного относится только износ пальцев и вкладышей.
  • Повышенный угар масла. Наиболее вероятная причина — залегание поршневых колец. На втором месте находятся задубевшие маслосъемные колпачки и неисправная система вентиляции картерных газов (ВКГ). И снова делаем оговорку: к самому кривошипно-шатунному механизму здесь относятся только кольца.
  • Снижение эксплуатационных характеристик. Сюда можно отнести такие классические признаки как повышение расхода топлива, падение динамических характеристик, затрудненный запуск и т.п.

Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM

Часто задаваемые вопросы по КШМ

Возможен ли ремонт кривошипно-шатунного механизма своими руками?

С точки зрения среднестатистического автовладельца — нет, невозможен. Даже для диагностики элементов КШМ необходима частичная или полная разборка двигателя, что рядовому автолюбителю не под силу. Кроме того, даже в случае прямого доступа к деталям, для точного определения износа необходим специальный контрольно-измерительный инструмент и навыки его использования. Наконец, некоторые диагностические процедуры (такие как проверка коленчатого вала на биение) требуют извлечения деталей из двигателя и помещения на измерительный стенд. То есть, фактически, во многих случаях диагностика и ремонт кривошипно-шатунного механизма подразумевает капремонт мотора.

Имеет ли экономический смысл ремонтировать КШМ в случае поломки?

Как и в случае любой неисправности, все зависит от того, что и как сломалось. Если вопрос заключается лишь в замене залегших поршневых колец или поистершихся вкладышей — это можно выполнить отдельной процедурой, даже без снятия и полного разбора двигателя. Другое дело, если деформирован коленвал (редко, но такое случается), сильно задраны стенки цилиндров или, ввиду гидроудара, погнуло шатуны. В подобных случаях решение о целесообразности восстановления мотора может быть принято только после детальной диагностики, с полным разбором силового агрегата.

Как продлить жизнь кривошипно-шатунного механизма?

Ответ на данный вопрос будет банален: правильно эксплуатировать двигатель. Вовремя менять масло (предписанные сервисные интервалы желательно сократить в 1,5 раза), не допускать высокой нагрузки и оборотов на непрогретом двигателе, соблюдать предписанный особый режим на время обкатки нового мотора и т.д.

Читайте также:

Рулевая рейка: что это, где находится, как работает, неисправности и последствия

Сцепление автомобиля: как оно работает и почему ломается

Для чего в автомобиле шаровая опора и почему она ломается

Ручной тормоз: виды и главные ошибки при эксплуатации