Идею о повышении лимита выплаты по ОСАГО в случае оформления европротокола без инспекторов ГИБДД двумя несогласными между собой водителями поддержали в правительстве. Сейчас при таких обстоятельствах автомобилисты могут получить не более 100 тыс. руб., а в случае принятия законопроекта предельная сумма вырастет до 200 тыс. руб.
По оценкам экспертов, именно в мелких ДТП, когда сумма ущерба не так велика, водители теряют больше всего времени в ожидании инспекторов ГИБДД: полицейские готовы выезжать на подобные аварии в последнюю очередь.
Опрошенные Autonews.ru автомобилисты, которые недавно попадали в ДТП в Москве, также подтвердили: ГИБДД при мелких авариях без пострадавших приходится ждать по 5–6 часов. Начнут ли автомобилисты пользоваться европротоколом, если даже не достигнут согласия в том, кто виноват в аварии, оценили эксперты. Также они назвали риски такой схемы.
Какие выплаты по европротоколу можно получить сейчас
Сейчас участники аварии могут обойтись без инспекторов ГИБДД, если ущерб укладывается в сумму до 400 тыс. руб. Для этого аварию по европротоколу можно оформить только при соблюдении нескольких условий:
- если в аварии участвовало только два автомобиля, водители которых застрахованы по ОСАГО;
- если в ДТП нет пострадавших и погибших;
- если не причинен ущерб третьим лицам.
Водители также должны достичь договоренности между собой о том, кто виноват. И обязательно провести фотофиксацию с помощью одного из официальных приложений, например страховой компании.
Если водители не смогли договориться, кто виноват, но не готовы ждать ГИБДД и все равно оформят европротокол, максимальная выплата на ремонт ограничена порогом 100 тыс. руб. Такие же условия действуют, если не провести фотофиксацию на месте. Страховые компании объясняют такой подход желанием защититься от страховых мошенников, которые совершают подставные ДТП.
Какой лимит предлагают теперь и что хотят изменить
Проектом изменений в закон об ОСАГО предлагаетcя повысить лимит выплаты по европротоколу со 100 тыс. до 200 тыс. руб. при наличии разногласий между участниками ДТП. То есть даже если водители продолжают спорить, чья ошибка привела к аварии, но при этом повреждения не так серьезны, они могут не переживать, что 100 тыс. руб. не хватит, к примеру, на покраску крыла или на устранение царапин. Вместо этого они смогут рассчитывать на выплату до 200 тыс. руб.
Авторы документа, группа депутатов от партии «Новые люди», в пояснительной записке к документу указали, что лимит выплат по европротоколу при наличии разногласий между водителями не увеличивался более пяти лет. В 2014 году указанные выплаты были повышены с 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб. В 2018 году лимит возрос до 100 тыс. руб.
«Между тем с сентября 2022 года коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширен на 26%, чтобы страховщики могли точнее учитывать риски автовладельцев в условиях роста стоимости запчастей. При этом, согласно Росстату, официальная инфляция в России с 2018 года по апрель 2023 год составила 34%», — говорится в пояснительной записке к документу.
Отметим, что, по данным МВД, водители с помощью европротокола по итогам 2021 года оформили 1 млн 145 тыс. ДТП, 2022-го — 907 тыс., 2023-го — 816 тыс.
Водители смогут терять меньше времени при оформлении ДТП, но риски остаются
Опрошенные Autonews.ru эксперты в области автострахования отметили, что несогласные между собой водители действительно смогут сэкономить время в случае вступления изменений в силу. Так, риски, что выплаты размером до 200 тыс. руб. не хватит на небольшой ремонт, значительно ниже. Тем не менее они отмечают, что многие автомобилисты по умолчанию не доверяют страховым компаниям — об этом говорит статистика снижения количества оформлений ДТП по европротоколу за последние годы.
«Конечно, в случае повышения такого лимита оформить европротокол станет удобнее. Но огромное количество людей до сих пор оформляют даже самые мелкие ДТП только с помощью ГИБДД. Просто потому, что страховщикам они не доверяют», — заявил юрист Илья Афанасьев, добавив, что многие водители не умеют пользоваться приложениями для фиксации данных о ДТП.
Также Афанасьев отметил, что на фоне подорожания автомобилей и стоимости ремонта даже 200 тыс. руб. скоро станут «смешной суммой».
«Это совершенно небольшие деньги. На популярные корейские бюджетные модели цены на запчасти просто взлетели. Скоро даже бюджетный автомобиль за такие деньги будет не отремонтировать. Нам нужно говорить в целом о повышении выплаты по ОСАГО с 400 тыс. руб. Текущих сумм просто недостаточно», — сказал юрист.
Также эксперт предположил, что повышение лимита при несогласии водителей может привести к тому, что некоторые автомобилисты при возникновении аварийной ситуации намеренно будут «учить» потенциальных виновников. И, к примеру, не уступать им дорогу в неоднозначной ситуации.
«Сейчас большинство спорных ситуаций, с которыми ко мне приходят клиенты, связаны с тем, что у водителей не было видеорегистраторов. Подавляющее большинство ситуаций перестают быть неоднозначными, если есть видео. Водителям стоит об этом помнить. Если лимит вырастет до 200 тыс. руб., некоторые упрямые водители могут взять в привычку не пропускать допустившего ошибку нарушителя, а, наоборот, под него подставляться. Так, за сотку заморачиваться стали бы не все, а вот 200 тыс. руб. — уже интереснее», — считает Афанасьев.
Эксперт также указал в целом на проблему с автомобилистами, которые до сих пор не знакомы ни с технологиями, ни с данными о минимальных выплатах по европротоколу. По его словам, многие автомобилисты думают, что даже с фотофиксацией по европротоколу можно получить не более 50–100 тыс. руб.
«Сейчас страховщикам проще отказать в выплате, чем выслать на место человека, который бы за 1–2 тыс. руб. отснял всю ситуацию и помог составить объективную оценку ситуации. Аварийных комиссаров сейчас приходится ждать чуть ли не столько же, сколько ГИБДД. А развитие этого направления помогло бы повысить привлекательность европротокола», — заключил эксперт.
Глава Национального автомобильного союза Антон Шапарин тоже отметил, что водители не доверяют системе европротокола на фоне подорожания автомобилей и запчастей.
«Только 34% ДТП сейчас оформляют с помощью европротокола. При этом не думаю, что такое упрощение сильно облегчит дело. Все-таки если провести фотофиксацию и попытаться договориться о том, кто виноват, можно получить до 400 тыс. руб.», — отметил он.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) Autonews.ru заявили, что в целом поддерживают необходимость развития и популяризации ввропротокола.
«В то же время увеличение лимита выплат без противодействия направлению страховщикам недостоверных сведений о ДТП может спровоцировать рост мошенничества. На сегодняшний день уже существуют сервисы, снижающие риски мошенничества — приложения, позволяющие сделать некорректируемую фотофиксацию данных о ДТП: «Помощник ОСАГО», «ДТП. Европротокол», сервис в «Госуслуги. Авто». При использовании такого сервиса лимит страховой выплаты составляет 400 тыс. руб., если нет разногласий у участников ДТП», — сказали в РСА.
В «Совкомбанк Страхование» отметили, что данная инициатива не приведет к существенному росту числа оформлений ДТП без участия сотрудника ГИБДД.
«Фактически текущих лимитов достаточно, чтобы урегулировать такое событие. При оформлении через «Помощник ОСАГО», например, лимит выплаты составляет 400 тыс. руб. При средней выплате по европротоколу 53 тыс. руб. достаточно и стандартной его величины 100 тыс. рублей. При этом мы видим, что число убытков, оформленных с помощью европротокола, снижается, также в целом уменьшается частота страховых случаев, заявляемых по ОСАГО. Это связано и с опасениями водителей, что выплаты может не хватить на ремонт, так как стоимость запчастей в целом выросла примерно на 30% с момента возникновения санкционных ограничений, а по некоторым маркам — еще больше», — сказали в пресс-службе банка.
Будут ли покупать полисы ОСАГО чаще и что будет с ценами
Сейчас многие автомобилисты предпочитают заплатить штраф в размере 800 руб. и не оформлять полис «автогражданки», признали в «Совкомбанк Страхование». Там отметили, что возможность проще получить выплату в размере до 200 тыс. руб. может повлиять на популяризацию полисов ОСАГО, но не в значительной мере. Там уверены, что ситуацию улучшит только внедрение фотовидеофиксации отсутствия полисов ОСАГО с помощью дорожных камер.
Говоря про цены, в банке отметили, что, скорее всего, средняя стоимость ОСАГО зафиксируется в текущем размере или незначительно увеличится.
«Средняя выплата по ОСАГО продолжает расти и в марте 2024 года достигла рекордной величины — 101 814 руб. при средней стоимости ОСАГО 8 тыс. руб.», — отметили в компании.
В свою очередь, в «Росгосстрахе» отметили, что повышение выплаты до 200 тыс. руб. при отсутствии договоренности между водителями упростит получение возмещения ущерба по полисам ОСАГО по еще больше количеству ДТП. Для того чтобы понять, отразится ли это нововведение на стоимости полиса, по мнению представителей компании, необходимо накопить достаточно статистических данных. Там отметили, что если после упрощения процедуры оформления ДТП обращений станет больше, то «стоимость полиса наверняка вырастет».
Европротокол: как его оформить правильно и не совершить ошибок
Сколько стоит ОСАГО и каско для машин Solaris и XCITE. Ответ страховщиков
Эксперты объяснили, почему снижается популярность европротокола при ДТП
Страховщики рассчитали стоимость ОСАГО на популярные китайские машины