Перезапуск производства популярного бюджетного универсала Lada Largus состоялся на ижевской площадке АвтоВАЗа 15 мая 2024 года. Этот автомобиль на платформе В0 является совместной разработкой СП «Renault-Nissan-АвтоВАЗ», однако права на него принадлежат российской компании. Развитием и модернизацией универсала изначально занимались отечественные специалисты.
Первый универсал Lada Largus сошел с конвейера АвтоВАЗа 17 июня 2011 года, а последний для тольяттинской площадки — в августе 2023 года. Весной 2022 года в связи с логистическими трудностями и отсутствием комплектующих выпуск модели был фактически заморожен, а будущее автомобиля оказалось под вопросом.
В августе 2023 года автогигант смог собрать из остатков комплектующих ограниченную партию в 650 экземпляров. Все машины этой серии комплектовались ВАЗовским 1,6-литровым 8-клапанным двигателем мощностью 90 л. с. Ажиотажный спрос на Largus и отсутствие альтернатив на рынке привели к росту стоимости автомобиля до более чем 2 млн рублей, но и этот факт россиян не смущал: к концу марта 2024 года абсолютно все выпущенные машины нашли покупателей. За 11 лет в Тольятти было произведено более 500 000 единиц универсала в пассажирской и в коммерческой версиях, с 5- и с 7-местным салоном.
Оставшись без ключевых поставщиков компонентов, АвтоВАЗ к весне 2022 года был вынужден полностью перестраивать производственные процессы, урезать модельный ряд и заново налаживать логистику. Очевидным стал переизбыток производственных площадей. В связи с этим руководством компании было принято решение о переносе производства флагманской Lada Vesta из Ижевска в Тольятти. Взамен заводу в столице Удмуртии передали Largus с неочевидной на тот момент дальнейшей судьбой. В планах значилось возобновление выпуска, притом автомобиль должен был получить полностью электрическую версию.
Lada Largus смогла вернуться
Производство Lada Largus в 2022 году было остановлено на фоне разрыва отношений с западными поставщиками. Тогда же АвтоВАЗ заявил о переносе модели на площадку в Ижевск. Однако при низких объемах производства и реализации машин (за год продано 188 645 автомобилей) намекали на необходимость избавляться от лишних сотрудников и конвейеров. Завод в Удмуртии оказался в шаге от закрытия. В сентябре 2023 года с официального сайта Lada даже пропали цены на универсал — с ним фактически попрощались.
Однако автогигант при участии Минпромторга нашел заемные средства (ранее глава компании Максим Соколов оценивал перенос модели оценивал в 2 млрд рублей), отыскать новых поставщиков компонентов и перезапустить производство бестселлера — уже в Ижевске.
К маю 2024 года в ходе отработки технологических процессов и обучения персонала АвтоВАЗ собрал опытную партию из 80 универсалов, а с середины месяца запустил конвейер. На начальном этапе собирают по две машины в час. Однако уже в июне производитель рассчитывает начать выпускать в десять раз больше, а далее — до 25 Lada Largus в час.
Пока универсалы красят только в два оттенка — белый и серебристый, но в перспективе палитру расширят до пяти цветов: «Ледниковый», «Платина», «Пантера», «Борнео» и «Кориандр».
В движение Largus по-прежнему приводятся двумя различными моторами: 8-клапанным мощностью 90 л. с. и 16-клапанным мощностью 106 л. с. В трансмиссии применена безальтернативная 5-ступенчатая «механика».
Модель Lada Largus отныне российская
Параллельно с переносом модели Lada Largus из Тольятти в Ижевск АвтоВАЗ смог локализовать производство широкого перечня компонентов непосредственно на месте сборки автомобиля.
В ходе торжественной церемонии перезапуска производства директор по продуктам и программам АвтоВАЗа Олег Груненков подчеркнул, что с сентября 2023 года на предприятие «Лада Ижевск» было перемещено, смонтировано и включено в работу свыше 1 200 единиц оборудования. В настоящее время в Удмуртии производятся все лицевые панели кузова (крыша, двери, капот, задние крылья и так далее). На месте планируется освоить штамповку 60 деталей.
Ряд других крупных элементов кузова пока штампуется в Тольятти. В перечень уже освоенных поставщиками деталей входят 235 наименований мелкой и средней штамповки для кузова и подвески.
В компании отметили, что в процессе подготовки к перезапуску производства универсала российским поставщикам пришлось освоить выпуск более 600 деталей. Прежде, до 2022 года, около 760 деталей были отечественными, а 830 — импортными. Теперь российских деталей в модели порядка 1 400. Однако всевозможные мелкие элементы поставляются из дружественных стран (140 деталей крепежа пока не замещены). Все новые компоненты прошли полный цикл валидации и испытаний по внутренним стандартам АвтоВАЗа. Теперь автомобиль почти на 90% состоит из российской компонентной базы.
У Lada Largus пока нет ESP