История создания «Москвич-408»
В 1960 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил Францию, где генерал Шарль де Голль вручил ему подарок. Он презентовал Хрущеву родстер Renault Caravelle синего цвета. Однако Никита Сергеевич пользоваться «французом» не стал. Вместо этого он передал Renault на Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА).
К работе по «модели 1963 года» приступили в 1960 году. Этим же летом Совнархоз Московского экономического района подписал постановление о проектировании нового «Москвича». Туда был включен график пуска машины на станочное производство, старт которого планировался на январь 1963 года. Планировалось, что автомобиль будут выпускать не только для внутреннего рынка, но и для экспорта.
Первые образцы для испытаний должны были быть готовы к июню 1961 года. Их было пять.
На трех образцах «Москвич-408» стояли форсированные двигатели от его предшественника — модели 407. У комиссии были претензии по мотору, сцеплению, контрольным лампам зарядки аккумулятора, уровню издаваемого шума во время работы агрегатов и узлов, неработающим радиоприемникам от завода «Радиоприбор» (г. Запорожье), шинам от Московского шинного завода и пр. Список недочетов был внушительный.
При сравнении нашего «Москвич-408» с иностранными аналогами выяснилось, что уступает им по комфортабельности, однако превзошел их по управляемости и устойчивости. В 1962 году приступили к исправлению замечаний: к апрелю этого же года удалось устранить часть проблем.
Перед тем, как запустить автомобиль на производство, он снова прошел испытания. И снова появились изъяны, о которых сообщили директору МЗМА Льву Васильеву. Претензии возникли относительно оригинальных узлов и агрегатов, а именно — вопросы по кузову и двигателю.
Проблема с двигателем стала резонансной, поэтому исследованием этой темы занялся главный инженер-конструктор Андронов. Изучая иностранные малолитражки, он пришел к выводу, что «идеального во всех отношениях» мотора для «модели 1963 года» нет. Также Андронов был против закупки лицензии на производство таких агрегатов, но предложил создать с нуля 4-цилиндровый двигатель.
Так в 1964 году начинается выпуск «Москвич-408».
Затем на основе его кузова был спроектирован «Москвич-408 Турист». Вместо обычной крыши у него был тент и зимний вариант крыши. Автомобиль имел длинную корму, его днище было укреплено Х-образным усилителем. Машину прозвали так, чтобы максимально приблизить ее к народу, несмотря на ее пижонский внешний вид.
Устройство и чертеж «Москвич-408»
Новый «Москвич-408» использовал те же компоненты, что и предыдущая 403 модель: подвеску, рулевое управление, тормоза и двигатель. Он был оснащен двухрычажной передней подвеской, которая была схожа с теми, что использовались на Opel Kadett и Fiat 1300/1500. В то время как BMW и Ford уже применяли подвеску McPherson. Мощность двигателя 1,4 литра в Москвиче-408 была повышена до 50 л.с., но для автомобиля такого класса это было мало.
Внешний вид «Москвич-408» был похож на седан Fiat 1800, который выпустили в 1959 году. Спереди — круглые фары, сзади — вертикальные фонари. Но, несмотря на это, наша «модель 1963 года» выглядела оригинально и очень гармонично.
Салон машины был новомодным для того времени: горизонтальная растянутая шкала спидометра, черный руль. В первое время рычаг коробки передач располагался на рулевом колесе, позже он «спустился» на пол. С 1968 года в салоне появились раздельные передние кресла, а на торпедо — пластиковые накладки.
Отличие «Москвич-408» и «Москвич-412»
Двигатель «Москвич-412» был похож на немецкий BMW М10. Последний имел объем 1,5 л и мощность 75 л.с. У него был чугунный блок цилиндров и другая конструкция, чем у советского двигателя. «Москвич-412» имел алюминиевый блок цилиндров со съемными чугунными гильзами, что облегчало его ремонт. В 1967 году появился обновленный советский автомобиль с таким же названием, современным двигателем объемом 1,5 л и мощностью 75 л.с., что было неплохо для того времени. Этот надежный мотор имел потенциал для увеличения мощности и объема.