Перевозки автомобилей и автозапчастей контейнерами из Китая в Россию и Белоруссию стали стоить существенно дороже. Китайцам пришлось поднять тарифы в связи с сокращением числа свободных контейнеров и чрезвычайно высоким трафиком товаров через границу. Корректировке подверглись цены как на морские, так и на железнодорожные перевозки. Тару под загрузку для России оказалось сложно довезти в Китай из-за ограничений со стороны РЖД. Зафиксированный рост цен на контейнерные перевозки стал самым сильным за последние 1,5 года.
По словам основателя и старшего партнера компании Optimalog Георгия Властопуло, китайские компании стали повышать тарифы на железнодорожные и морские перевозки из-за нехватки оборудования и желания заработать. 40-футовые контейнеры, находящиеся в собственности у операторов, в мае стали поставляться в Москву в среднем дороже на $300, однако в ряде случаев речь может идти о повышении цен на $500–800, а с Белоруссией — на $800–1 500.
Чем это грозит авторынку и автовладельцам
Контейнеры активно используются перевозчиками для доставки из Китая и других стран по морю и по железной дороге как автомобилей целиком, так и комплектующих к ним. При этом, как подчеркнул в беседе с РБК Георгий Властопуло, сейчас наблюдается дисбаланс между импортом и экспортом: в Россию контейнерами завозится много товаров, а вывозится мало. Это негативным образом влияет на оборачиваемость тары: «крайне мало контейнерного экспорта» и наблюдаются «запруженные пустыми контейнерами терминалы». Основная часть поставок продукции автопрома идет из Китая или через него.
По словам опрошенных Autonews.ru специалистов, повышение стоимости фрахта контейнеров может отразиться на стоимости перевозимых товаров. Нельзя исключать и роста сроков поставок машин и комплектующих. Однако напрямую сроки поставок и цены не связаны.
Член правления «Союза автосервисов», замгендиректора компании «ЕвроАвто» Илья Плисов подчеркнул, что, даже если цена товаров или услуг выросла, то сроки поставок не обязательно растут; иногда бывает наоборот: когда есть сложности, сроки начинают расти. «Но в данном случае про сроки вообще ничего не слышали», — заверил он.
Каким может стать подорожание машин
Масштабы подорожания ввозимых в Россию из Китая автомобилей контейнерами нетрудно рассчитать. В 40-футовый контейнер гарантированно поместятся лишь две машины: длина тары — чуть более 12 метров. Если за нижнее значение принять подорожание фрахта на $300 на контейнер, то каждая машина, перевезенная в нем, вырастет в цене на $150 или чуть менее чем на 13 500 руб. По верхней планке в $1 500 за фрахт речь идет о 68 000 руб. на каждую машину.
По оценкам опрошенных автодилеров подорожание машин из-за повышения стоимости фрахта окажется безболезненным для покупателей более дорогих автомобилей. По их словам, поскольку импортировать в Россию автомобили дешевле 2-3 млн руб. смысла не имеет, целевая аудитория может даже не заметить повышения цен. Например, директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ» Николай Иванова считает, что речь идет о дополнительных 20–40 тыс. руб. на одну машину.
«Подорожание на 20–40 тыс. руб. на один фрахт растворяется в стоимости автомобиля, и в конечном прайсе клиенты этого не ощущают. Как правило, на экваторе года производитель поднимает цены на 1–2% и, в том числе, туда может быть зашит и фрахт. Какого-то глобального влияния на рынок не наблюдаем», — сказал Иванов.
Как сильно вырастут в цене автокомпоненты
По запчастям и комплектующим расчет выполнить сложнее. Однако, по словам Ильи Плисова, о действительно масштабном подорожании или о предпосылках к дефициту запчастей сейчас говорить не приходится. Более того, эффект от изменения стоимости перевозок не будет мгновенным: он растянется, как минимум, на 2–3 месяца.
«Мы рассматриваем несколько направлений: это Китай — железная дорога, Китай — море, Индия, Эмираты, Иран, Турция. И не видим нигде проблемы, кроме одного направления — это Китай ж/д», — уточнил Илья Плисов. По оценкам специалиста, фрахт 40-футового контейнера подорожал в среднем на $1 300: с прежних $6 000 до $7 300.
По его оценкам, из перевозимых контейнерами запчастей и комплектующих наибольшие шансы вырасти в цене у товаров с невысокой удельной стоимостью — вроде фильтров. А также у крупногабаритных товаров — например, у целых автокузовов. Однако, как уточнил Плисов, даже если кто-то вложит эту стоимость в цену запчасти, рост произойдет лишь через 2–3 месяца: редко кто закладывает это сразу.
«Никто цену не поднял, а ты поднял — так никто не делает. В ближайшее время точно ничего не ожидаем. Повлияет ли это через 2–3 месяца? Скорее нет, потому что «железка» — не самая распространенная история для такого типа товаров», — конкретизировал эксперт.