На заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде выпустили первые автомобили возрожденного российского бренда Volga. Всего на предприятии будут выпускать три модели: большой седан класса D Volga C40, кроссовер класса C Volga К30 и кроссовер класса D Volga К40. Все автомобили продемонстрировали премьер-министру Михаилу Мишустину и первому вице-премьеру Денису Мантурову на выставке «Цифровая индустрия промышленной России». Сборку автомобилей поручили АО «Производство легковых автомобилей» - это независимая компания, которая арендует производственные мощности и получила права на бренд от ГАЗ. Что известно об этих моделях, насколько они локализованы и причем тут китайский бренд Changan, а также Skoda.
Какое оснащение у моделей Volga
На все модели производитель устанавливает бензиновые 1,5-литровые моторы мощностью 188 л.с. и семиступенчатые роботизированные коробки передач. Максимальная скорость, которую позволяет развить этот мотор, — 205 км/час. Разгон до 100 км/час занимает около 7,5 сек. в зависимости от модели.
Как рассказали во время презентации представители компании АО «ПЛА», коробку передач и ряд деталей планируется локализовать в ближайшее время. Серийное производство запустят уже в 2024 году, а выпуск по полному циклу — в 2025 году. Производитель будет работать согласно постановлению правительства № 719 о локализации. Согласно этому документу, производители обязаны локализовать свои автомобили в обмен на господдержку — чем глубже локализация, тем большее количество баллов за это начисляется. Все операции штамповки, сварки, окраски, локализация двигателя внутреннего сгорания, коробки переключения передач, систем управления и лакокрасочных материалов «стоят» определенное количество баллов.
Как рассказали во время презентации, все модели получат современные ассистенты и системы. Представители бренда уже собирают заявки от потенциальных дилеров, которые готовы включать автомобили Volga в свой портфель.
Volga — это переосмысленный Changan
Судя по опубликованным фотографиям и видео с презентации Volga, все автомобили получили оригинальные хромированные «зубастые» решетки радиатора. Их броский оригинальный дизайн отсылает к классическим ГАЗ-21. Кроме того производитель сохранил и оригинальный логотип «ГАЗа»: серебряного оленя на красном фоне. Однако если внимательно изучить дизайн автомобилей, можно найти прямое сходство с китайскими моделями Changan. Китайский бренд Changan представлен в России официально, но именно три эти модели в линейке для отечественного рынка отсутствуют. Отметим, что кроме дизайна у моделей Volga и Changan идентичны моторы и коробки передач.
Так, в седане Volga C40 можно узнать Changan Raeton Plus. Габариты Changan Raeton Plus составляют 4 800 мм в длину, 1 825 мм в ширину и 1 465 мм в высоту. Колесная база — 2 770 мм. Таким образом, автомобиль лишь немного уступает Toyota Camry по размерам, но при этом он несколько больше, чем «Москвич 6».
В кроссовере Volga K30 угадывается модель Changan Auchan X5 Plus. Габариты автомобиля: 4 540 мм — длина, 1 860 мм — ширина, 1 620 мм — высота. Колесная база: 2 715 мм. По размерам он близок к Chery Tiggo 7 Pro Max. Также его можно сравнить с Hyundai Tucson или Nissan X-Trail.
Volga K40 — это перелицованный китайский автомобиль Changan Uni-Z. Его колесная база составляет 2 795 мм, длина 4 699 мм, ширина 1 890 мм, а высота — 1 660 мм. По габаритам автомобиль близок к кроссоверу Skoda Kodiaq.
Пока в автомобилях много китайских элементов
На недостаточную локализацию автомобилей во время презентации указал премьер-министр Михаил Мишустин. Представитель компании АО «ПЛА» отметил, что коробка и детали автомобиля будут локализованы.
«Это я знаю. Это согласно постановлению, — ответил Мишустин. — Коробку вы локализуете, а элементы, такие, как руль, ручки, всякие штучки? У вас где сделан руль? Китайский? Хочется, чтобы руль был российский. Это же не так сложно, как локализовать коробку и все остальные элементы».
«Это все будет, но потом, сейчас это все китайское», — признал представитель ГАЗа.
На это Мишустин призвал предпринимать попытки делать элементы из пластика. «У нас есть производство по композитам в Алабуге, «Росатом» делает, у нас есть еще места, где это можно делать. Это же проще, чем коробку. Что простое — вперед! Я хочу видеть наше российское производство в тех конструкциях, элементах, которые не так сложны, тем более, мы к этому подошли», — сказал Мишустин. Об этом он в том числе заявил первому вице-премьеру Денису Мантурову и новому министру промышленности и торговли Антону Алиханову.
На это Мантуров ответил, что в России есть рулевое производство.
В заключение Мишустин отметил, что Volga — «очень симпатичный автомобиль, выглядит современно».
Сколько будут стоить автомобили Volga
Oshan X5 Plus (Volga K30) продается в Китае от 91 900 юаней — в переводе на рубли это 1,14 млн. Changan Uni-Z (Volga K40) в Китае стоит от 127 900 юаней — около 1,6 млн руб. Changan Raeton Plus (Volga C40) стоит от 99 900 юаней — около 1,24 млн руб. По аналогии с текущим ценообразованием, полностью импортные автомобили в России дорожают примерно в 2,5-3 раза.
Соответственно, при ввозе моделей по параллельному импорту они стоили бы около 3-3,5 млн руб. Но при организации сборки в России, а в дальнейшем и выпуска по полному циклу, у производителя будет шанс сделать цену более конкурентоспособной. Так, опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что ориентиром будет цена около 2,5 млн руб. — для седана Volga C40. Конкурентами эксперты назвали модели Chery Arizzo 8 (стоит от 2 900 000 руб.), Changan Uni-V (стоит от 2 450 000 руб.) и FAW Bestune B70 (стоит от 2 889 900 руб). Кроссоверы К30 и К40 могут стоить дороже: в районе 3-3,5 млн руб. Однако, как отметил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, все будет зависеть от глубины локализации и утильсбора.
Автомобили Volga хотели сделать из Skoda
До перехода на выпуск моделей Volga на площадке «Группы ГАЗ» в Нижнем Новгороде выпускали модели Skoda — по полному циклу. Бывшее российское подразделение концерна Vokswagen «Фольксваген Груп Рус» производило здесь седаны Skoda Octavia, кроссоверы Kodiaq и Karoq. В 2021 году Skoda Octavia стоила в России от 1,542 млн до 2,276 млн руб. Kodiaq продавали по ценам от 1,902 млн. руб. (комплектация Active с бензиновым мотором 1,4 TSI мощностью 125 л.с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач) до 2,698 млн руб. (полноприводный вариант Style с дизельным двигателем 2,0 TDI мощностью 150 л.с. и 7-ступенчатой коробкой DSG). За Karoq просили от 1,6 млн до 2,1 млн руб. Контракт предусматривал сборку автомобилей концерна Volkswagen в Нижнем Новгороде до 2025 года, однако немецкий концерн прекратил производство машин в России уже в марте 2022 года.
В апреле 2023 года издание Spiegel сообщило, что топ-менеджер Porsche Зигфрид Вольф предложил президенту Владимиру Путину производить в России «Волгу» и «Победу» на мощностях, принадлежащих Volkswagen — в Калуге и Нижнем Новгороде.
Австрийский бизнесмен предложил во второй половине 2023 года возобновить производство автомобилей принадлежащего VW бренда Skoda. Согласно плану Вольфа, сначала можно было бы производить модель Rapid на заводе в Калуге, а затем наладить производство Octavia, Kodiaq и Karoq в Нижнем Новгороде.
В письме Путину Вольф отмечал, что у автомобилей нужно изменить внешний вид с использованием «характерных черт» моделей «Волга» и «Победа». Все это заложит «основу дальнейшего развития независимой и современной российской автомобильной промышленности».
Принципиальная договоренность с высшим руководством Volkswagen уже достигнута, писал Вольф. Однако перезапуска заводов в этом направлении не случилось. Более того, ГАЗ начал судебную тяжбу с Volkswagen Group. Компания вышла с требованием взыскать с Volkswagen 15,6 млрд руб. убытков. Суд удовлетворил ходатайство. После этого был наложен арест практически на все имущество немецкой компании в России.
В сентябре 2023 года ГАЗ отозвал многомиллиардный иск к Volkswagen. Как сообщал «Интерфакс», стороны достигли мирового соглашения.
Заповедник социализма: репортаж с ГАЗа, где собирают иномарки