О личном опыте покупки автомобилей в Китае для последующей их перепродажи в России рассказал редакции Autonews.ru частный покупатель. Путь в этот бизнес для него во многом оказался случайным. Будучи видеооператором, Вадим Петров (имя изменено, — ред.) решил пригнать машины, скорее, ради интереса и, по возможности, немного заработать. Что из этого получилось и какие ошибки нельзя допускать: в материале Autonews.ru.
Что побудило заняться «серым» импортом
Автомобильный опыт у героя все-таки был: в юности около 10 лет проработал в автосервисе, что позволило накопить немалый опыт как в эксплуатации, так и в ремонте транспортных средств. В свободное от работы время он занимался покупкой и восстановлением автомобилей для последующей перепродажи. По словам собеседника, частным ввозом машин из-за рубежа его самого и ряд его единомышленников побудил заняться подходящий момент, когда у них появился запас свободной наличности — зимой 2023 года.
«Был такой короткий промежуток времени, когда доллар США стоил дешево, около 72 руб. И пошла массовая тенденция привоза машин из Китая. И все ринулись в эту сторону, — рассказал Петров. — Нас собралось несколько человек, пошла тема, и решили пригнать несколько машин из Китая», — поделился перегонщик-самоучка.
Как выбирал автомобили
Подбор автомобилей для последующего перегона и перепродажи, по сути, стал для героя случайным. По его словам, в какой-то момент просто было решено брать Changan Uni-K. Запас средств позволял заказать сразу два таких переднеприводных кроссовера.
Процесс подбора и покупки машин выглядел следующим образом. Сперва «нашли посредника, который находился в Казахстане». Затем он выкупал из Китая интересующие автомобили. Петров в этом процессе личного участия не принимал и в Китай не ездил.
«Из Китая под нас выкупали эти машины, и уже в этот момент, когда мы сделку совершали, они пригоняли их в Казахстан, там таможили, и после этого мы уже их ставили на автовоз», — рассказал он.
Поиском партнеров, готовых помочь в покупке, оформлении и перегоне автомобилей из Китая, Вадим и его друзья занимались сами. Найти таких людей, по словам собеседника, помогли знакомые, которые «занимаются пригоном китайских автомобилей».
Особенности заказа и оплаты
Вместе с партнерами по покупке автомобилей, Петров нашел посредников и оплатил автомобили. А вот дальше, по его словам, закрутилась «очень интересная схема, просто треш».
«Мы приехали на машине в назначенное место. К нам в машину сел человек, похожий на казаха. И мы должны были отдать ему по тому времени 6,2 млн руб. Наличкой в рублях — за обе машины. Мы ему отдаем эти деньги в руки. Он звонит в Казахстан, в банк», — рассказал Вадим Петров, добавив, что все описанное выше происходило в Москве.
Переговорщик подтвердил, что «деньги у него и можно рассчитываться с посредником».
«Оператор на том конце производит расчет с товарищем, у которого мы заказывали машину: дает ему в тенге или в долларах деньги, которые были отданы другому посреднику в Москве», — объяснил Петров.
Процесс поставки и растаможки
Все, что оставалось дальше, по словам героя, — это просто ждать и надеяться на порядочность людей, участвующих в «серой» схеме. Посредник находился на связи и говорил, где именно машины и как проходят процесс растаможки, а также высылал фотографии. По завершении процесса оформления должен был прибыть пакет документов на автомобили, а следом на автовозе приехать сами машины.
В процессе растаможки, по словам собеседника, применялись «серые» схемы, позволяющие занизить размеры сборов и сделать конечную цену транспортных средств привлекательной для последующего покупателя.
«Инвойс был нормальный, но каким-то образом там «таможня» все равно оказалась дешевле», — подтвердил Вадим Петров, добавив, что договаривался с посредником лишь о стоимости машины, а все вопросы, связанные с оформлением, были отданы ему на откуп. Герой признал, что нередко посредники в таком случае не упускают шанса дополнительно сэкономить и положить разницу себе в карман.
На момент покупки машин в Китае разница в цене, по словам Вадима, составляла порядка 600–700 тыс. руб. — не так много, как могло бы быть. Подсчитать траты на растаможку ввиду особенностей схемы не представлялось возможным. Сама доставка транспортных средств прошла гладко. Во многом потому, что был задействован знакомый с автовозом. В итоге до Москвы из Казахстана автомобили добрались примерно за четыре дня.
Как продавали автомобили
По словам Вадима Петрова, автомобили успешно доставили в автомобили в Москву, вместе с ними пришли и все необходимые документы. Никаких дополнительных сложностей в итоге не возникло, хотя такой исход был вероятен.
«В России перестали ставить на учет, автомобилили, на которые оформляли инвойсы по заниженным ценам. Поэтому мы приняли решение самостоятельно поставить эти машины на учет. Потому что потенциальные покупатели начали переживать насчет того, что они не смогут поставить на учет, и их заставят платить полный утильсбор. Тогда ценник взлетал до такого уровня, что автомобили эти уже никто бы не стал покупать. И мы поставили заранее на учет на себя. Соответственно, потом продали их, но уже на учете, они уже были на нас», — вспомнил продавец.
А вот сама перепродажа «серых» транспортных средств в Москве оказалась непростой задачей. Автомобили были выставлены в салон на реализацию, но очень долго не могли найти покупателей. Один кроссовер, по словам Вадима, простоял месяца три, а вторая машина зависла на шесть или даже восемь месяцев. Комиссия салона оказалась небольшой, порядка 50 000 рублей, но поволноваться все равно пришлось.
Автосалон, по мнению рассказчика, не слишком профессионально подошел к процессу реализации: на одной машине испачкали потолок. Затем искать покупателей пришлось уже самостоятельно: сначала продали первую машину, а потом и вторую.
Что дал полученный опыт
Полученного опыта информатору хватило, чтобы отказаться от продолжения данного бизнеса. По словам Вадима Петрова, заниматься «серым» ввозом впредь он не планирует. Практика показала, что ликвидность этого рода деятельности стремится к нулю: «Либо нужны какие-то каналы, где без посредников: либо в Китай едешь, там таможишь сам». А с переходом на новую схему растаможки с полным проведением всех платежей, по мнению героя, «серый» импорт вообще утратил всякий смысл. «Я думаю, пригонишь еще дороже, чем дилер тебе продаст здесь», — считает он. Зато схема со ввозом подержанных автомобилей из Южной Кореи по-прежнему работает.
Для продавца этот опыт стал уникальным: он понял, что свободные средства можно было не пускать на покупку машин, а просто перевести в доллары. В этом случае удалось бы заработать на 3 000 долларов больше, ничего при этом не делая, — на разнице курсов. Покупка машин осуществлялась при цене в 72 рубля за доллар.
«Если бы я купил просто доллары, я выиграл бы больше, чем на этих машинах. Это называется работаешь ради работы», — посмеялся над собой Вадим Петров.
Материалы по теме:
В зоне риска тысячи водителей. Как отбирают авто из параллельного импорта
Перевозчики предупредили о необходимости доплатить утильсбор на ряд машин
Параллельные машины резко подорожали. Что изменилось после 1 апреля
ЕС запретит экспорт люксовых автомобилей через Белоруссию в Россию