Первый мотоцикл выехал на дороги в 1885 году. Разработка немецких инженеров Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха напоминала деревянный велосипед с мотором, но именно она стала основой для современного многообразия мототехники [1]. За 139 лет появились мотоциклы для повседневной езды, скоростных заездов, дальних путешествий по асфальту и гонок по бездорожью. Autonews.ru рассказывает, какие бывают мотоциклы и чем они отличаются.
Классификация мотоциклов
Мотоциклы можно разделить по многим критериям: весу, объему двигателя, типу трансмиссии. Мы используем классификацию по назначению, чтобы было понятнее, для чего использовать ту или иную модель.
- Дорожные — эти мотоциклы предназначены для передвижения по ровным дорогам. Их используют для того, чтобы спокойно добраться из точки А в точку Б.
- Спортивные байки сконструированы для езды на высоких скоростях. Обладают быстрым разгоном и могут ехать на скорости 280–300 км/ч.
- Внедорожные мотоциклы отличаются повышенной проходимостью. Порой они могут проехать там, где трудно даже пройти пешком.
В японской классификации принято выделять еще мотоциклы двойного назначения, которые совмещают особенности различных моделей. Во времена СССР существовал раздел мототехники специального назначения, ее использовали работники различных служб. Например, скорая помощь или пожарные.
Типы дорожных мотоциклов
Дорожные мотоциклы еще называют классическими, так как они рассчитаны на повседневную езду на короткие и дальние расстояния. В зависимости от моделей на них устанавливают двигатели объемом от 50 до 2000 куб. см, а иногда даже больше. В среднем такой байк весит около 200 кг. Главная особенность дорожных мотоциклов — прямая посадка, максимально комфортная для длительной езды.
Нейкеды
Naked переводится с английского языка как «голый». У нейкедов отсутствуют обтекатели, закрывающие двигатель и раму. Положение водителя вертикальное с небольшим наклоном вперед, нечто среднее между классикой и спортивной посадкой, хотя для нейкедов характерна небольшая скорость.
Из-за отсутствия пластиковых элементов снижена вероятность разбить обтекатели при падении, к тому же у владельца всегда есть беспрепятственный доступ к двигателю. Из-за универсальности и неприхотливости в обслуживании нейкеды рекомендуют для города, в особенности начинающим мотоциклистам.
Бобберы
На бобберах отсутствуют любые элементы, которые не связаны с движением (кроме седла). Такие мотоциклы стали использовать в 1930–40-х годах для гонок, поэтому сейчас они выглядят олдскульно. Их конструировали как гоночные мотоциклы на каждый день, поэтому у них комфортная посадка.
У таких мотоциклов нет переднего крыла, а заднее укорочено, рама типа хардтейл (без задней подвески), единственное седло напоминает велосипедное. Бобберы изготавливают на заказ, поэтому их относят к категории мотоциклов-кастомов.
Кафе-рейсеры
Кафе-рейсеры появились в 50-х годах прошлого века в Великобритании. Молодые люди, которые хотели участвовать в гонках, но не имели такой возможности, стали улучшать классические мотоциклы. В основном их использовали, чтобы гонять от кафе до кафе, отсюда и название.
Классика «кафешников» — мотоцикл Triumph Bonneville, где, в отличие от бобберов, руль заменили на клипоны, посадка на укороченном седле близка к спортивной. На волне популярности кафе-рейсеры стали выпускать мотопроизводители.
Скремблеры
Еще один вид мотоциклов, который появился благодаря энтузиастам. Скремблеры конструировали из тех же классических мотоциклов, что бобберы и «кафешники», но использовали для езды по бездорожью. У них увеличили клиренс, выхлоп перенесли выше, на колесах — внедорожная резина с агрессивным глубоким протектором, чтобы можно было двигаться по асфальту и грунту.
Круизеры