Важнейшие вехи в истории ГАИ, ГИБДД, а ныне Госавтоинспекции проследил Autonews.ru. Представляем их в виде карточек.
Появление ведомства
Началом работы ГАИ можно считать 5 ноября 1934 года: изначально сотрудники подразделения боролась с расхитителями государственной автомобильной собственности. Через два года, 3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1 182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». С этого момента специально созданный отдел НКВД начал бороться с дорожными авариями, создавать технические нормы эксплуатации автомобильного транспорта, а также готовить водителей. В перечень задач вошли ведение статистики по ДТП и анализ их причин плюс привлечение нарушителей к ответственности. В ОГАИ трудились 57 человек в семи различных отделениях. В 1938 году стали появляться местные отделы ГАИ.
ГАИ НКВД СССР в годы Великой Отечественной Войны
В 1941–1945 годах ведомство перестроило деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции задействовали на строительстве сооружений, в перечень задач вошли работы по мобилизации автотранспорта для нужд фронта, учет горюче-смазочных материалов и подготовка военных водителей. Специалистами ведомства велся надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили. 1 сентября 1944 года были приняты новые правила уличного движения. В период с ноября 1941 года по март 1943 года сотрудники дорожной милиции участвовали в организации Дороги Жизни в блокадный Ленинград.
Послевоенный период
В 1945–1959 годах система ОРУД-ГАИ занималась созданием передовых правовых основ безопасности на дорогах. Появились первые светофоры, обновился порядок учета дорожно-транспортных происшествий, были созданы правила учета автомобильного и мотоциклетного транспорта, начал осуществляться надзор за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР. Учреждена Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности. Впервые разработан Устав патрульно-постовой службы, который продолжает использоваться в наши дни.
Эпоха крупных перемен
С упразднением в январе 1960 года МВД СССР и передачей его функций МВД союзных республик работа ведомства стала меняться. В 1966 году образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка (будущее МВД СССР), а в 1967 году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР трансформировался в Управление Госавтоинспекции МВД СССР. В это десятилетие были утверждены первые единые для СССР «Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР», созданные с учетом требований международных норм и документов. Появились единые образцы бланков водительских удостоверений, технические паспорта и номера для автомототранспорта. Правила учета и регистрации транспорта также привели к единому знаменателю. 1 июля 1963 года введен в действие ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», появился стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении. 7 октября – 8 ноября 1968 года в Вене ратифицированы международные конвенции о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах.
Стабильность и обновление
В 1970–1988 годы ГАИ вышла на новый уровень в плане взаимодействия с водителями. В руках ведомства оказалась вся комплексная система обеспечения безопасности дорожного движения. Начались расследования причин гибели людей в ДТП, стали приниматься меры для предотвращения таких инцидентов. Принято решение об обязательном оснащении легковых машин ремнями безопасности на переднем ряду сидений, введен в строй первый в стране автодром, появились новые, более жесткие правила проведения техосмотра машин, мотоциклов и прицепов, введены новые правила регистрации и учета автотранспортных средств. Со второй половины 70-х годов подготовка водителей вышла на качественно новый уровень, а в составе дорожно-патрульной службы впервые появились вертолетные взводы. 10 августа 1978 года утверждено единое «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Управление Госавтоинспекции МВД СССР трансформировалось в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.
Глобальные перемены
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. В 1990 году профилактика ДТП начинает сокращаться, а безопасность на дорогах – падать. ГАИ вырабатывает новый подход к системе обеспечения безопасности на дорогах. Приоритетной задачей становится госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, устаревшие организационно-хозяйственные функции постепенно снимаются. Начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России, разработана Концепция первоочередных мер по обеспечению безопасности дорожного движения на 1991–1992 гг. и до 2000 года. До 1996 года проводится активная нормативно-правовая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения. Вводятся новые, российские паспорта транспортных средств, новые типы водительских удостоверений, новые свидетельства о регистрации, Правила дорожного движения и регистрационные знаки. 8 июля 1997 года установлен современный порядок сдачи водительских экзаменов.
От ГАИ к ГИБДД
С приходом XXI века страна вступила в эпоху взрывного роста автомобилизации, что послужило причиной кризиса на дорогах. Назрела необходимость переформирования ГАИ. 1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России», а 15 июня Указом № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. Статус структуры вырос до уровня министерств и ведомств, а в список задач вошла защита прав и интересов участников дорожного движения. Часть функций сотрудников ГИБДД – определение виновных в ДТП и оформление материального ущерба – перешла в ведение судов. С июля 2008 года нарушителей стали привлекать к ответственности с применением автоматических средств фотовидеофиксации. Принята рамочная стратегия для организации системной работы по повышению безопасности дорожного движения. С 2021 по 2024 годы предполагается реализация комплекса практических мер, оказывающих непосредственное воздействие на безопасность дорожного движения.
Опять переименовали?
Информацию, озвученную главой ГИБДД Михаилом Черниковым, многие приняли за новость. Однако термин «Госавтоинспекция» был официально утвержден как дополнительный в 2002 году. О возвращении же аббревиатуры ГАИ речи в данном случае не идет. ГАИ используется гражданами как просторечное определение, а местные отделения ГИБДД являются частью структуры Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ (ГУ ОБДД МВД РФ). Госавтоинспекция в целом и местные подразделения ГИБДД в частности продолжают осуществлять возложенные на них функции: предотвращать аварии, учитывать статистические данные, взаимодействовать с водителями и разрабатывать технические нормы. О каких-то кардинальных переменах говорить не приходится. При этом опрошенные Autonews.ru инспекторы ГИБДД сообщили, что переименовывать сами отделения начали только в 2023 году. К примеру, если раньше в документах значилось ОР ДПС ГИБДД, то теперь — ОР ДПС Госавтоинспекции. Об этом, в частности, Autonews.ru сообщил основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов, который специализируется на юридической поддержке инспекторов ГИБДД.
Материалы по теме:
C некоторых камер-треног с 1 сентября перестанут приходить штрафы ГИБДД
В ГИБДД исключили лишение прав за прием «запрещенных» Минздравом лекарств
Минздрав назвал запрещенные для водителей лекарства. Лишат ли за них прав
Тонировка, красивые номера, «островки»: что важно знать водителям весной