Что такое ВУТ
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) — это узел, служащий для многократного увеличения давления тормозной жидкости в магистралях во время нажатия на педаль тормоза. Это необходимо для комфортной и безопасной работы водителя, которому не приходится при каждом торможении продавливать педаль «от бедра». Без вакуумного усилителя требуемое для адекватного замедления усилие на педали возрастает в несколько раз и достигает 50-100 кг при экстренном торможении.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
Внешне ВУТ представляет собой округлый герметичный корпус в виде приложенных друг к другу ободками тарелок с выходящими с двух сторон штоками. Со стороны моторного отсека шток соединен с главным тормозным цилиндром (ГТЦ), а со стороны салона — непосредственно с педалью тормоза. Штоки внутри корпуса связаны друг с другом посредством нескольких промежуточных деталей, которые и составляют основу ВУТ. В упрощенном виде основные среди этих деталей (помимо штоков): диафрагма между двумя камерами, следящий клапан и возвратные пружины.
Как работает вакуумный усилитель тормозов
Выше для общего понимания приведена иллюстрация с внутренним устройством вакуумного усилителя. Однако даже с подписями, и даже на более детализированных схемах, без разбора узла, или хотя бы просмотра нескольких анимационных роликов, понять принцип работы ВУТ в подробностях крайне затруднительно. Несмотря на простую внешнюю форму, узел обладает сложной конструкцией. Один только подвижный следящий клапан перемещается внутри корпуса на двух пружинах и имеет несколько уплотнительных элементов, а также переменную связь с двумя воздушными каналами. Тем не менее, попробуем описать принцип работы вакуумного усилителя простыми словами.
- При нажатии тормоза в корпус вакуумного усилителя вдавливается соединенный с педалью шток (выше подписан как толкатель).
- Шток, в свою очередь, перемещает следящий клапан. Клапан, двигаясь к центру ВУТа, перекрывает канал сообщения между камерами и параллельно открывает доступ воздуху к одной из них — атмосферной (подписана как задняя).
Атмосферный воздух проходит в усилитель прямо из салона, в районе уплотнительной «гармошки», которую всегда можно увидеть вокруг штока педали. - Вторая камера усилителя называется вакуумной, т.к. в ней создается разрежение (на схеме подписана как передняя). Разрежение генерируется двигателем, откачивающим воздух из «вакуумника» прямиком во впускной коллектор. Под капотом всегда можно найти шланг, идущий от ВУТа к двигателю — через него и откачивается воздух. Это происходит все время, пока мотор работает.
- Так как между камерами, разделенными подвижной и герметичной диафрагмой, в результате перемещения следящего клапана возникает перепад давления, вакуум передней камеры фактически всасывает шток ГТЦ на свою половину. В результате чего шток, перемещаясь (по иллюстрации — влево), давит на поршень ГТЦ — создается необходимое давление в тормозных магистралях.
- Когда водитель отпускает педаль тормоза, пружины следящего клапана возвращают его в исходное положение — связь задней камеры с атмосферой прерывается. При этом снова открывается канал сообщения между двумя камерами. А так как двигатель продолжает создавать разрежение, весь воздух из усилителя (включая атмосферную камеру, с которой у вакуумной теперь есть связь) выкачивается. Давление в атмосферной камере падает, и большая возвратная пружина возвращает штоки (а заодно и педаль) в исходное положение.
Как можно понять из описанного, суть работы ВУТа, фактически, указана в его названии. Именно вакуумное разрежение от двигателя помогает «дожимать» педаль и создавать требуемое (очень большое) усилие на поршень главного тормозного цилиндра.
На некоторых автомобилях применяется схема, при которой разрежение дополнительно помогает создавать отдельный вакуумный насос. Это может быть полезно в районах высокогорья, где атмосферное давление ниже, чем эталонное на уровне моря. Тем не менее, в большинстве машин «вакуумник» работает только за счет связи с впускным коллектором.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов
Несмотря на сложную конструкцию, некоторые признаки позволяют довольно точно вычислить неисправность вакуумного усилителя тормозов. Среди них можно отметить следующие.
- Педаль тормоза становится менее податливой, при замедлении нужно прикладывать чрезмерное усилие.
- При нажатии и удерживании педали слышно шипение воздуха в районе ВУТа.
- При работе с педалью тормоза наблюдается плавание холостых оборотов. В отдельных случаях могут наблюдаться трудности с запуском двигателя.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов
Базовую проверку ВУТа можно выполнить самостоятельно, без каких-либо специальных диагностических приборов.
Проверка на герметичность
Тест 1. Необходимо завести двигатель и дать ему прогреться до рабочей температуры. Не заглушая мотора, двумя прочными палочками или плоскогубцами (губки лучше обернуть чем-то мягким, дабы не повредить шланг) пережать вакуумный шланг от ВУТа к двигателю. При исправном усилителе тональность и обороты мотора останутся неизменными. Если начались перебои, значит, где-то на пути от ВУТа до коллектора (возможно в самом усилителе) идет подсос воздуха.
Тест 2 (дополнительный вариант теста «1»). Отсоединить от корпуса усилителя вакуумный шланг вместе с пластиковым клапаном и закупорить его. Важна стопроцентная герметичность — просто обмотать тряпкой входное отверстие будет недостаточно. Можно использовать резиновый конусообразный чопик. Далее завести двигатель и дать ему прогреться на холостых оборотах. Не заглушая, вытащить чопик. Обороты должны начать плавать (возможна даже остановка двигателя) — это нормально. Если же ничего, или почти ничего не поменялось — следует искать подсос воздуха через шланг и/или клапан.
Тест 3. При работающем двигателе нужно прислушаться к зоне вакуумного усилителя и шланга. Если где-то явно слышится шипение, необходимо искать неплотность. Если по итогу выяснится, что шланг и находящийся на его выходе из ВУТа пластиковый клапан герметичны, то, скорее всего, присутствует неплотность в самом усилителе.
Проверка реакции педали тормоза