Банк России на заседании совета директоров 7 июня рассмотрит вопрос повышения ключевой ставки, заявил зампред ЦБ Алексей Заботкин. Увеличение ставки позволит снизить уровень инфляции и охладить рынок кредитования. Поводами для нового возможного повышения ключевой ставки являются перегрев экономики и рекордный спрос на кредиты. В предыдущий раз Центробанк повышал ставку в декабре 2023 года — тогда она увеличилась с 15 до 16%. Автомобильные дилеры уже готовятся к возможным изменениям. Как это отразится на возможности купить автомобиль, выяснил Autonews.ru.
В кредит покупают до 70-80% автомобилей
В настоящее время автокредитование является одним из основных драйверов российского авторынка: по подсчетам опрошенных Autonews.ru дилеров, до 70–80% всех машин приобретается с использованием заемных средств. По статистике Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в I квартале 2024 года в России было выдано автокредитов более чем на полтриллиона рублей, что стало абсолютным рекордом за все время наблюдений (508,5 млрд руб.). В январе–марте 2024 года рост рынка автокредитования составил 130,9% к аналогичному периоду прошлого года. В количественном выражении прибавка оценивается в 99,2% (выдано 353 тыс. автокредитов).
Средний размер автокредитов, по подсчетам специалистов НБКИ, с осени 2023 года практически неуклонно падает. Если в октябре прошлого года он составлял 1,53 млн рублей, то в ноябре упал до 1,48 млн, в декабре — до 1,47 млн, а в апреле 2024 года — до 1,4 млн рублей, то есть почти сравнялся с уровнем июня прошлого года.
В количественном выражении пик выдачи автокредитов пришелся на март 2024 года (156,1 тыс. ед.). Апрельский показатель стал значительно хуже — 137,3 тыс. При этом по отношению к апрелю 2023 года показатель улучшился на 70,8% (тогда было выдано 80,4 тыс. ед.).
Самые крупные средние размеры автокредитов зафиксированы в:
- Москве (1,92 млн руб.);
- Московской области (1,69 млн руб.);
- Санкт-Петербурге (1,68 млн руб.);
- Ханты-Мансийском АО (1,65 млн руб.);
- в Ленинградской области (1,56 млн руб.).
Повышение ключевой ставки ЦБ неизбежно скажется на стоимости автокредитов — они станут менее доступными для населения, что, в свою очередь, может привести к падению спроса на автомобили, считают опрошенные эксперты.
Как ставка влияет на авторынок
В беседе с Autonews.ru заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев подчеркнул, что высокая ключевая ставка Банка России в настоящий момент является одним из наиболее существенных факторов, сдерживающим рост продаж. Пока спрос остается стабильным, но происходит это преимущественно благодаря эффекту низкой базы. А вот о росте спроса, по словам эксперта, речи не идет.
«Кредитование новых автомобилей сегодня в основном осуществляется за счет субсидированных ставок. Но и здесь мы видим снижение», — добавил он. По его словам, в компании до 80% всех новых китайских моделей продается в кредит. Средний уровень кредитования в марте–апреле снизился примерно на 10% к январю–февралю, и восстановления в мае не ожидается.
Николай Иванов, директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф», также оценил действующую ключевую ставку рефинансирования в 16% негативно:
«Такого рода ставка побуждает людей сберегать, а не тратить. Сейчас мы видим высокие депозиты и дорогие кредиты». Специалист добавил, что существует риск увеличения ставки, после которого население понесет свободные средства в банк на депозиты. Автокредиты же опять подорожают.
«Эффект от текущей ставки «позитивным» не назовешь, но мы адаптировались и научились работать с ней таким образом, чтобы поддерживать продажи автомобилей на необходимом уровне, — пояснила заместитель генерального директора по финансовым сервисам ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Жанна Специальная. — Снижение интереса к покупке автомобилей при повышении ключевой ставки возможно. Но мы уже проработали данный сценарий».
По прогнозам президента Союза автомобильных дилеров Вячеслава Жигалова, кредиты для населения в обозримой перспективе будут дорожать. Бизнес также столкнется с новыми вызовами, поскольку кредиты для автодилеров и в целом дилерский бизнес ресурсоемкие: на складах приходится держать как минимум двухмесячный запас. Многие китайские марки, по словам Жигалова, работают по предоплате: финансовые условия тяжелые.
Покупать автомобиль сейчас или ждать
В свете возможного повышения ключевой ставки Николай Иванов из «Рольфа» рекомендовал гражданам принимать решение о необходимости взять кредит оперативно, до изменения их стоимости. По его словам, сценарии, при которых ставка будет снижаться, в принципе не рассматриваются аналитиками. Он также подчеркнул, что компания совместно с банками-партнерами предоставляет ставку по кредиту в 10,5% годовых при покупке нового автомобиля. Кроме того, продолжается действие субсидированных ставок кредитования у китайских брендов.
Ренат Тюктеев из ГК «Авилон» также напомнил, что ставки по кредитам сейчас субсидируются многими китайскими брендами. Специальные цены и предложения распространяются на машины 2023 года, коих в автосалонах сейчас около половины. Экземпляры 2024 года выпуска стоят в среднем на 2–4% дороже. «Если были планы купить новый автомобиль в кредит, сейчас самое время это сделать», — заверил специалист.
Жанна Специальная порекомендовала покупателям не ждать возможного повышения ключевой ставки и приобретать автомобиль с привлечением заемных средств сейчас: «Мы уже морально готовы к ставке 17%, а это значит, что лучшее время для покупки автомобиля — это сегодня».
По словам участницы рынка, если ключевая ставка начнет снижаться, у дилеров есть возможность помочь покупателям рефинансировать автокредит под более выгодные условия.
Как могут вырасти расходы
Эксперты финансового маркетплейса «Банки.ру» по просьбе Autonews.ru рассчитали, как изменятся расходы покупателей кредитных автомобилей при повышении ключевой ставки с 16 до 17%. Расчет производился для одной из самых популярных в России легковых моделей — Lada Vesta в кузове седан стоимостью 1,3 млн рублей. Срок кредита — пять лет.