История и позиционирование
Изначально семейство Lada Iskra задумывалось «АвтоВАЗом» как линейка недорогих машин на смену устаревшей Lada Granta: к 2026–2027 годам предполагалось полное замещение старой линейки новой. В ходе ПМЭФ-2023 глава компании Максим Соколов впервые назвал имя модели — «Искра» или Iskra. В 2024 году «АвтоВАЗ» перестал анонсировать замещение «Гранты» «Искрой»: в официальных релизах стало говориться, что Lada Iskra займет нишу между семействами Vesta и Granta. При этом в ходе ПМЭФ-2024 глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов подтвердил снятие с производства «Гранты» в ближайшие пять лет.
Подготовка к выпуску Lada Iskra начиналась еще при активном участии французских коллег из концерна Renault, под крылом которого ранее находился «АвтоВАЗ»: прошлому президенту автогиганта Николя Мору прототип демонстрировался в 2022 году. После разрыва отношений с западным партнером «АвтоВАЗ» продолжил разработки в одиночку.
Изначально линейка Iskra строилась на французской платформе CMF-B (как у европейских Clio и Duster), пришедшей на смену B0, но в наиболее простом варианте CMF-B-LS «семейство общих модульных платформ для машин семейства «B», относящихся к нижнему ценовому сегменту». Эта версия дебютировала в 2020 году одновременно с Logan и Sandero третьего поколения. Стоимость проекта по созданию «Искры» на момент запуска оценивалась «АвтоВАЗом» в 37 млрд рублей, из которых 20 пошли на импортозамещение и инжиниринг. В ходе ПМЭФ глава «АвтоВАЗа» уточнил, что в итоге было потрачено лишь 23 млрд.
Дата выхода
Летом 2023 года «АвтоВАЗ» заявлял, что серийный выпуск линейки «Искра» стартует до конца 2024 года, однако позднее сроки сдвинулись на начало 2025 года. В связи с уходом Renault российскому производителю пришлось решать вопрос локализации производства ряда компонентов. В ходе адаптации западная платформа CMF-B-LS трансформировалась в «тележку» с собственным именем — XJO.
Точные сроки запуска серийного производства «Искры» уже известны — это произойдет в феврале 2025 года. Показ модели широкой публике состоялся 5 июня 2024 года в 13:00 мск в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024). Первые предсерийные экземпляры, предназначенные для тестов и сертификационных испытаний, «АвтоВАЗ» собрал еще в начале 2024 года. Они неоднократно попадались фотошпионам и даже попадали в ДТП.
Характеристики Lada Iskra
Характеристики машин из линейки «Лада Искра» пока держатся «АвтоВАЗом» в тайне, но некоторые из них уже известны. В продажу Iskra поступят в нескольких вариантах исполнения и типах кузова: заявлены седан, универсал и его «внедорожная» версия. А вот от выпуска «Искры» в кузовах хэтчбек и лифтбек «АвтоВАЗ» отказался до начала производства.
Габариты
По размерам Iskra уступает флагманской Vesta, но превосходит бюджетную Granta. Длина, высота и ширина машины, равно как и величина колесной базы, имеются в распоряжении Autonews.ru. Для наглядности мы сравнили габариты новинки с наиболее близкими моделями — Logan III, Granta и Vesta.
Длина Lada Iskra — 4 333 мм, ширина — 1 777 мм, высота — 1 517 мм, размер колесной базы — 2 603 мм.
Длина Logan III — 4 396 мм, ширина — 1 848 мм, высота — 1 501 мм, размер колесной базы — 2 649 мм. Длина седана Lada Granta — 4 280 мм, ширина — 1 700 мм, высота — 1 450 мм, а колесная база — 2 476 мм.
Размеры близких моделей | ||||
Модель | Колесная база, мм | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм |
Lada Granta (седан) | 2 476 | 4 280 | 1 700 | 1 450 |
Lada Vesta (седан) | 2 635 | 4 426 | 1 774 | 1 478 |
Dacia Logan III | 2 649 | 4 396 | 1 848 | 1 501 |
Внешность
Предсерийные Lada Iskra в кузове седан неоднократно попадалась фотошпионам в Тольятти, однако обводы кузова автомобилей тщательно маскировались специальной пленкой.
Официальный показ автомобиля подтвердил, что «Искра» по дизайну максимально приближена к старшей «Весте» и по факту является почти полной ее уменьшенной копией. Сохранен дизайн-код Стива Маттина, впервые представленный на концепт-каре XCode 2016 года. Есть все традиционные атрибуты Х-стиля: характерные выштамповки на боках и «бумеранги» на переднем бампере. Однако по обводам кузова и пропорциям модель больше тяготеет к «Гранте», нежели к «Весте». Фары и фонари оказались новыми, как и бамперы с крышкой багажника. Никакого сходства с новым Renault Logan у российского автомобиля нет. Приподнятый универсал Lada Iskra получит неокрашенные бамперы с накладками по низу кузова и вокруг колесных арок.
В ходе презентации Lada Iskra показали в новом, темно-красном цвете. Предполагается, что он должен подчеркнуть имя модели — «Искра». Нам удалось узнать официальное название оттенка — это «Огонь». Темно-красный металлик при разном освещении может выглядеть как малиновый, вишневый или рубиновый. Помимо красного на рынок автомобиль поступит в тех же цветах, что и Lada Granta: серый, коричневый и белый. Будут и специальные оттенки — синий и оранжевый. Последний предназначен исключительно для Lada Iskra Cross.
Интерьер
Lada Iskra получила абсолютно новую центральную консоль, при создании которой инженеры вдохновлялись решениями, примененными в Duster II. Выпуском последнего прежде занимался столичный завод Renault. Позаимствованы общая концепция и органы управления. Ни в одной другой актуальной Lada такие решения пока не применяются. Воздуховоды климатической системы имеют прямоугольную форму, в центральной части торпедо расположен экран мультимедиа от Renault. Запатентован даже традиционный для французской марки подрулевой блок управления мультимедиа в виде джойстика. Подголовников на заднем ряду в топовых версиях будет три — они также выполнены на реношный манер.