Неожиданными проблемами может обернуться покупка автомобилей из параллельного импорта. Чтобы снизить таможенные платежи, многие дилеры и перевозчики используют или до недавнего времени использовали серую схему оформления — при ввозе через Белоруссию, автомобили сначала оформляют на льготные категории граждан. Таким образом перегощикам удается сэкономить до 50% таможенных платежей.
При этом именно через Белоруссию в Россию попадает большинство автомобилей из альтернативного импорта — как из Европы, так и из Китая. Сами покупатели могут даже не догадываться, что их машину оформили таким образом: получив электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) и поставив автомобили на учет в ГИБДД, водители считают, что проблем в дальнейшем не возникнет. Однако, как предупредили автодилеры и профильные ведомства, это совсем не так.
Разбираемся, чем грозит покупка машины по серой схеме и как долго сохраняются риски, если автомобиль уже приобретен.
Зачем вообще автомобили в Белоруссии оформляют на льготников
В Белоруссии покупатели автомобилей, если они официально признаны инвалидами, многодетными родителями или же относятся к любым другим льготным категориям граждан, могут рассчитывать на скидку порядка 50% на таможенные платежи. Речь идет о самостоятельной покупке машины за границей и ее последующем таможенном оформлении, объяснили в беседе с Autonews.ru несколько опрошенных перевозчиков. Таким образом можно сэкономить значительные суммы, которые зависят от стоимости автомобиля и мощности мотора.
В дальнейшем перевозчики зачастую не сообщают клиентам, что у них получилось сэкономить, и разницу оставляют себе. Или же используют эту возможность, чтобы предложить более выгодные цены, по сравнению с конкурентами. При этом, по данным источников Autonews.ru, оформлением на льготников занимаются даже некоторые дилеры, которые в дальнейшем предлагают эти машины как официальные, с обычными наценками.
Что может грозить при покупке оформленного на льготника автомобиля
Участники рынка выделили несколько основных проблем при покупке машин из параллельного импорта:
- доначисление платежей;
- аннулирование ЭПТС.
Без дополнительных проверок такая схема может и не вскрыться, но никаких гарантий нет. Об этом, в частности, заявила Autonews.ru специалист по параллельному импорту и автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская. Она подчеркнула, что категорически избегает этой схемы, поскольку «риски очень высоки: могут проверить, а могут и нет».
При этом на текущий момент не существует механизма автоматического доначисления таможенных платежей при ввозе автомобилей в Россию. Дело в том, что таможенные документы в Белоруссии всегда содержат полные суммы, хотя льготным категориям фактически субсидируется 50% этих сумм из бюджета. Об этом Autonews.ru рассказал руководитель отдела маркетинга и PR ГК «БорисХоф» Аркадий Григорьев.
По его словам, риски доначисления таможенных платежей могут возникнуть в случае проверки использования льгот государственными органами Белоруссии, если будет установлено, что льготы были использованы в коммерческих целях.
«Возможны санкции вплоть до аннулирования ЭПТС и уплаты таможенной пошлины. Сроки проверок и возможных доначислений не определены и не регламентированы, что представляет потенциальные риски в будущем. В связи с этим многие дилерские предприятия в России, включая ГК «БорисХоф», временно прекратили выкуп автомобилей у физических лиц с растаможкой в Белоруссии», — рассказал представитель дилерского сообщества.
Autonews.ru обратился в Федеральную таможенную службу (ФТС) с вопросом о том, как именно проводят подобные проверки и проходят ли они вообще. Там посоветовали обратиться в Минпромторг. В этом ведомстве в итоге подтвердили, что в Белоруссии работает соответствующий льготный механизм оплаты таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при ввозе на территорию республики для личного пользования.
«Однако в соответствии с актуальным законодательством он действует в отношении физических лиц, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь. Описанная практика получения льгот при ввозе транспортных средств в Республику Беларусь и Россию анализируется, в случае необходимости могут быть инициированы дополнительные регуляторные решения», — сообщили Autonews.ru в Минпромторге, не уточнив, что это могут быть за решения и как проходят проверки.
Несмотря на неопределенность с проведением проверок чистоты оформления автомобилей, в пресс-службе АО «Электронный паспорт» в ответ на запрос Autonews.ru также предупредили автомобилистов о возможных проблемах. Там сообщили: в случае обнаружения таможенными или налоговыми органами нарушений при уплате утилизационного сбора соответствующая информация предоставляется администратору СЭП для аннулирования электронного паспорта.