branding imagebranding image
РБК АВТО
Камеры на дорогах Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

С 1 сентября дорожные камеры начнут работать по-новому. Что изменится

С 1 сентября дорожные камеры на скорость запретят вешать близко друг к другу
Кардинальные изменения в установке и работе дорожных камер наступят 1 сентября 2024 года: их нельзя будет ставить слишком близко друг к другу, а о фиксации нарушений ПДД нужно будет предупреждать знаками
Фото:  Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press
Фото:  Bulkin Sergey / news.ru / Global Look Press

С 1 сентября в России начнут действовать новые правила по установке дорожных камер: нарушения ПДД будут фиксировать с учетом жестких требований к фотокомплексам. Два постановления, нормы которых регулируют требования к камерам, утвердили в правительстве.

Документы (правила размещения стационарных и мобильных комплексов фотовидеофиксации нарушений и правила приема и обработки информации) многократно дорабатывали в ходе жестких дискуссий между Минтрансом, МВД, региональными властями и операторами дорожных камер: некоторые операторы заявили, что при сохранении первого варианта документа большинство камер вовсе придется снять.

В итоге требования немного скорректировали, при этом в Минтрансе отказались от ряда предложений, включая наказание за несоблюдение требований изменяемых дорожных знаков на дорожных табло.

В Госавтоинспекции уже готовятся к тому, чтобы «подчистить» неэффективные камеры на дорогах с 1 сентября 2024 года. Кроме того, там заявили, что не будут принимать фиксации от регионов с тех мест, где размещение комплексов неэффективно. Что изменится на дорогах и что нужно знать — в материале Autonews.ru.

Фото: Elena Mayorova / Global Look Press Новости 24 мая В Госдуме предложили запретить передвижные дорожные камеры
Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM Закон и ПДД 22 мая Новые правила работы дорожных камер заработают с 1 сентября

Как теперь будут устанавливать дорожные камеры

После вступления изменений в силу размещение (установка) стационарных средств фиксации и передвижных средств фиксации будет разрешено:

  • на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств в целях контроля за соблюдением правил дорожного движения на такой полосе;
  • на аварийно-опасных участках дорог;
  • на пересечении дорог, где в течение отчетного года произошло четыре и более ДТП с материальным ущербом одного вида, или произошло два ДТП одного вида, или четыре ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди;
  • на автоматических пунктах весового и габаритного контроля транспортных средств;
  • в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дороге;
  • на пешеходных переходах;
  • в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
  • на перекрестках;
  • в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

При этом сами конструкции не должны мешать автомобилистам видеть, что происходит на дороге. Например, они не должны загораживать знаки или светофоры.

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Несколько одинаковых штрафов за короткое время не придет

Чтобы защитить водителей от получения пачек штрафов за несколько одинаковых нарушений ПДД за несколько минут, документ прописывает, что устройства не могут стоять слишком близко друг к другу, также один и тот же участок не могут контролировать сразу несколько камер.

Так, и стационарные средства фиксации, и передвижные устройства, которые контролируют скорость, в одном направлении движения можно будет размещать в населенных пунктах на расстоянии не ближе 1 км друг от друга, вне населенных пунктов — не ближе 5 км друг от друга. На получение таких штрафов «за несколько секунд» регулярно жалуются водители в России. Так, в 2022 году руководитель экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский рассказывал, что в российских городах — в том числе и в Москве — камеры могут стоять каждые 200 м. И если водитель едет, например, со скоростью 80 км/ч, то за 10 секунд он проезжает примерно 222 м. А это значит, что если на дороге действительно будут расставлены камеры через каждые 200 м, то всего за минуту движения с превышением скорости в населенном пункте на 20 км/ч можно будет получить шесть штрафов по 500 руб.

В 2023 году Autonews.ru писал о водителе, которые получил два штрафа за скорость за 18 секунд.

В правиле будут исключения: ближе друг другу камеры смогут стоять:

  • на перекрестках;
  • на транспортных развязках;
  • в местах с большим количеством ДТП.

Также камеры могут стоять насколько угодно близко друг к другу, если они не фиксируют превышение скорости — настроены, например, на пересечение двойной сплошной или выделенок для общественного транспорта.

Еще один пункт относится к мобильным средствам фиксации — например, автомобилям с камерами на крышах. Согласно документу, фиксация нарушений ПДД такими мобильными средствами, на которые установлены мобильные средства фиксации, возможна, только если они являются участниками дорожного движения и располагаются в пределах самих дорог.

Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM
Фото: AntonSAN / Shutterstock / FOTODOM

Как будут предупреждать о дорожных камерах

В настоящее время данные обо всех местах установки дорожных камер есть на сайте Госавтоинспекции. Дополнительных нововведений документы не предусматривают.

При этом в документе прописано, что места размещения стационарных и мобильных камер должны располагаться таким образом, чтобы зона контроля начиналась на расстоянии не менее 150–300 м от дорожного знака, предупреждающего о фотофиксаци.

Расстояние от зоны контроля стационарных средств фиксации и передвижных средств фиксации до дорожного знака определяется в зависимости от дорожных условий. При этом в населенных пунктах зона контроля таких средств фиксации должна начинаться на расстоянии не менее 100 м от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта.

Для информирования участников дорожного движения о местах размещения стационарных средств фиксации или передвижных средств фиксации и о возможном применении таких средств используется дорожный знак 6.22 «Фотовидеофиксация». Допускается дублирование указанного дорожного знака соответствующей дорожной разметкой.

Штрафы оформлять будет только Госавтоинспекция

В документах нет информации о передаче полномочий по администрированию штрафов от Госавтоинспекции к регионам. Наоборот, постановление предписывает передачу всех данных в неизмененном виде в уполномоченный орган исполнительной власти — это МВД России.

Фото: Ilyas Kalimullin / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Ilyas Kalimullin / Shutterstock / FOTODOM

Примечательно, что теперь информация с камер должна будет передаваться «без накопления, хранения и обработки на промежуточных этапах непосредственно в ведомственную информационную систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел». При этом в ряде регионов, например в Москве, данные с камер сначала попадают в местные центры по организации дорожного движения, которые в том числе курируют работу дорожных камер. В столице, к примеру, предварительной обработкой данных занимаются в ЦОДД. В частности, там отсеивают часть нечитаемых данных при фиксациях — например, когда речь идет о непристегнутых ремнях или телефонах в руках. В ГИБДД уходят уже проверенные материалы, на основании которых в ведомстве принимают решение о наказании.

Какие проблемы с камерами все равно останутся

Эксперт в области фотовидеофиксации и автор ГОСТов для работы дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru заявил, что нововведения не решают принципиальные проблемы автофиксации. К примеру, они не предполагают проведения дополнительного аудита комплексов, с которых неожиданно начинает приходить повышенное количество штрафов. Как это, к примеру, было в 2020 году в подмосковных Химках, когда некоторые живущие там водители из-за непонятной разметки получили за короткое время по 50–60 штрафов.

«Нужны регулярные проверки, чтобы исключить организацию движения, которая провоцирует на совершение нарушения. То есть важнее тут не частота установки камер на 1–5 км, а сама организация движения», — сказал эксперт.

Также он указал на то, что большинство штрафов оформляется автоматически, без отсмотра материалов. Таким образом, по его словам, сам факт фиксации становится доказательством вины водителя.

Еще одна проблема, по словам Шухмана, — ситуация с вопросом законности применения мобильных приложений для фиксации нарушений ПДД. В частности, «Помощника Москвы» и его аналогов, а также будущего федерального приложения.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Он напомнил, что глава Госавтоинспекции Михаил Черников на заседании общественного совета МВД заявил, что позиция ведомства на этот счет не изменилась: ПАК ПМ не являются средствами автофиксации.

«При этом они по-прежнему находятся в реестре средств автофиксации ГИБДД, что по сути легализует их использование как якобы средств автофиксации», — считает Шухман.

Кроме того, эксперт считает, что получившим штрафы даже с «неправильных» камер будет сложно самостоятельно проверить, не установлен ли такой комплекс с нарушением. Соответственно, оспорить даже несправедливый по новым меркам штраф будет трудно.

«На замену части ПАК ПМ в прошлом году в Москве поставили порядка 500 комплексов SOVA-M. Но ни одного такого комплекса в московской части реестра нет. То есть реестр, предназначенный для информирования общества и контроля законности применения конкретных комплексов автофиксации, не работает. По нему невозможно определить легальность установки комплекса на дороге в определенном месте и определенное время. Все отдано на откуп внутреннему взаимодействию Госавтоинспекции и операторов камер. То есть, только если сама Госавтоинспекция выявит, что материалы пришли с несогласованного комплекса, она будет их выбраковывать. Но общество не может само проверить такие случаи», — объяснил свою позицию Шухман.

В пресс-службе ЦОДД Москвы Autonews.ru сообщили, что места установки комплексов выбираются строго с учетом количества ДТП.

«Москва в лице ЦОДД первая в России стала использовать паспорт места установки комплекса и проходить многоэтапную процедуру его согласования. Каждая локация обосновывается и утверждается Госавтоинспекцией. Автомобили, на которых установлены мобильные камеры (так называемые парконы), имеют специальные «опознавательные знаки» в виде зеленой оклейки и нанесения соответствующих логотипов», — сказали в ведомстве.

Там добавили, что в настоящий момент в Москве создана рабочая группа из представителей ЦОДД и Госавтоинспекции. Вместе они проводят работу по проверке всех комплексов на соответствие требованиям нового закона.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Напомним, что в 2023 году количество стационарных комплексов фотовидеофиксации увеличилось до 25,2 тыс. (+9,8%). Передвижных стало меньше — до 3,1 тыс. (–1,2%). Кроме того, стало больше камер, которые размещают прямо на бортах автомобилей ГИБДД, например в мигалках, а также на специализированном транспорте, — их количество выросло до 900 (+6,3%). На основе данных с камер инспекторы ГИБДД в 2023 году оформили 221 млн постановлений о штрафах. Это 92% от общего количества оформленных штрафов.

Из них 181 млн штрафов пришел за превышение скорости. Чаще всего водители ехали быстрее на 20–40 км/ч — за это штрафуют на 500 руб.

Читайте также: