Решение о продлении принято
Информацию о решении правительства продлить действие параллельного импорта на 2025 год озвучил в ходе ПМЭФ первый вице-премьер России Денис Мантуров. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, которые разрешено ввозить по параллельному импорту, подлежит новому пересмотру — сократится. Урезать могут в том числе список товаров автопрома. По мере появления на рынке отечественной продукции нужного качества в необходимых объемах возможности параллельного импорта будут сужаться.
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в одном лишь мае в Россию по схеме параллельного импорта ввезли 6862 машины. Ранее, в январе 2024 года, порядка 13% из всех регистраций новых транспортных средств (из 87 359 ед.) приходились на «параллельные» автомобили. После изменения правил ввоза с 1 апреля 2024 года возникла необходимость доплачивать сборы, поэтому от поставок части моделей пришлось отказаться: исчез экономический смысл ввозить машины, официально представленные у дилеров. Однако схема продолжает работать: по ней в Россию поставляют преимущественно модели японских, корейских, европейских и американских марок.
Что такое параллельный импорт
Под параллельным импортом понимается процедура ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров без согласия на то правообладателей, ранее зарегистрировавших свой бренд в Российской Федерации. Схема распространяется в том числе на автомобили. Ввоз в страну машин физическими лицами для личного пользования параллельным импортом не считается.
Параллельный импорт автомобилей регламентирован постановлением № 506 от 29.03.2022. В периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга № 2701 от 21.07.2023, содержится перечень марок автомобилей, разрешенных к ввозу по схеме параллельного импорта. При официальном возвращении в страну зарубежного бренда-правообладателя он исключается из перечня. Китайские марки, имеющие в России свои представительства, в данный список не входят и компании не имеют права ввозить их официально при оформлении на юрлиц.
Какие машины доступны по параллельному импорту
В соответствии с редакцией от 16.01.2024 приказа Минпромторга № 2701, в Россию разрешен параллельный ввоз легковых автомобилей следующих марок:
- Acura,
- Alfa Romeo,
- Aston Martin,
- Audi,
- Bentley,
- BMW,
- Bugatti,
- Cadillac,
- Chevrolet,
- Chrysler,
- Daewoo,
- Daihatsu,
- Daimler,
- Datsun,
- Dodge,
- Ferrari,
- FIAT,
- GMC,
- Honda,
- Hummer,
- Infiniti,
- Jaguar,
- Jeep,
- Lamborghini,
- Land Rover,
- Lexus,
- Lincoln,
- Maserati,
- Maybach,
- Mercedes-Benz,
- MINI,
- Mitsubishi,
- Nissan,
- Porsche,
- Rolls-Royce,
- Rover,
- Saab,
- SEAT,
- Skoda,
- Smart,
- Subaru,
- Suzuki,
- Tesla,
- Toyota,
- Volkswagen,
- Volvo.
Новый глава Минпромторга Антон Алиханов подтвердил, что ведомство выступает за сокращение перечня товаров, доступных к ввозу по параллельному импорту. Исключение из списка грозит примерно 600 позициям. В их числе могут оказаться автомобили.
Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что список точно будет пересматриваться. В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр указал на необходимость актуализации перечня машин, доступных к ввозу по параллельному импорту. К примеру, в нем присутствуют марки Rover и Saab, давно не выпускающие автомобили, но отсутствуют модели, потребность в которых у покупателей высока.
«Есть некоторые [модели], которые просто не попали в список. Почему-то в списке есть Nissan Patrol, а Nissan Patrol Super Safari — его нету. В некоторых количествах эти машины привозят в Россию. Или Toyota Land Cruiser 70 — их тоже привозят для определенных целей. Это случайность, которую нужно исправить», — конкретизировал специалист.
Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов также считает, что объемы и перечень товаров, импортируемых в страну, будут сужаться. Это коснется автомобилей. По словам специалиста, самыми востребованными «параллельными» моделями в первом квартале 2024 года стали:
- Li Xiang (15% импорта);
- Toyota (10%);
- Hyundai и Kia (8% и 7%).
В премиальном сегменте чаще всего завозили:
- Audi,
- BMW,
- Mercedes-Benz,
- Volvo,
- Jaguar
- Land Rover
- Porsche,
- Lamborghini,
- Ferrari,
- Maybach.
Стоимость таких машин значительно превышает стоимость машин-конкурентов, поставляемых официально. Популярными стали непривычные для России модели: Skoda Kodiaq GT, Hyundai Bayon, BMW 5 G60 и ряд других. Но все большее число официальных представителей авторетейла отказываются от ввоза «европейцев» и «японцев».
Тузов напомнил, что ряд марок уже запрещено ввозить по параллельному импорту. В их числе Voyah, Tank и Chery. «При сокращении перечня ввозимых в Россию товаров без согласия производителя список таких автомобилей будет расширяться», — конкретизировал эксперт.