Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — это один из элементов системы электронного управления двигателем, отвечающий за контроль температуры антифриза. На многих автомобилях таких датчиков два: один отвечает за управление стрелкой температуры, второй передает показания блоку управления.
Любой датчик температуры представляет собой терморезистор. По сути, это обычное залитое компаундом в металлическом корпусе сопротивление со строго заданной характеристикой. В зависимости от нагрева, на выходе меняются значения сопротивления — их и считывает электронный блок управления двигателем (ЭБУ).
Для чего нужен датчик температуры охлаждающей жидкости
ДТОЖ является одним из элементов, непосредственно участвующих в управлении впрыском топлива и некоторых других критически важных процессах. По тому, какие показания он передает, компьютер корректирует состав смеси, угол опережения зажигания, а также контролирует работу управляемого термостата и скорость вентилятора охлаждения, если такие узлы и функции есть. Конечно, ДТОЖ не единственный элемент, отвечающий за управление всем перечисленным, но его роль в общей логике управления двигателем крайне важна.
Иногда бывает так, что в автомобиле есть второй, вспомогательный ДТОЖ. Он информирует водителя о температуре антифриза - так можно быстро узнать о неполадке и предотвратить перегрев. Также вспомогательный датчик температуры жидкости часто отвечает за включение вентилятора охлаждения. Разумеется, если датчик в системе один, на него ложатся все вышеперечисленные функции.
Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле
Основной ДТОЖ, ответственный за показания для ЭБУ, почти всегда расположен в головке блока цилиндров. Вспомогательный обычно находится в непосредственной близости от выхода из радиатора.
Вообще локация датчиков на каждом автомобиле индивидуальна, но общая логика схожа: главный ДТОЖ ставят на выходе контура охлаждения из двигателя, вспомогательный — близко к выходу контура из радиатора. Если же датчик один, его следует искать в районе термостата. Так, датчик охлаждающей жидкости на «Лада Гранта», «Лада Веста» и УАЗ «Патриот» расположен около термостата. На «Шевроле Нива» два датчика: один находится на термостате, второй в блоке цилиндров.
Причины неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Конструкция датчика охлаждающей жидкости очень простая. Поэтому поводов для его поломки будет немного.
- Внутреннее разрушение. Даже если внешний вид не вызывает сомнений, сам терморезистор может выйти из строя по естественным причинам, просто от времени.
- Обрыв ввиду трещин в изолирующем компаунде и последующего окисления внутренней (невидимой) части контактов.
- Изменения структуры терморезистивного элемента. Ввиду чего формально датчик работает, но его показания отличаются от номинальных, что делает его непригодным к эксплуатации.
- Обрыв проводки на датчик. Самый очевидный вариант.
Признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости
Ниже перечислены типичные симптомы неисправного ДТОЖ. Некоторые из них могут указывать и на поломки других датчиков, но для датчика ОЖ они будут актуальны в том числе.
- Некорректные показания стрелки температуры на приборной панели.
- Затрудненный пуск двигателя.
- Повышенный расход топлива.
- Постоянный перегрев или, напротив, недогрев двигателя.
- Неадекватный алгоритм включения вентилятора охлаждения, или полная неработоспособность оного.
Все вышеперечисленное может сопровождаться символом Check engine и/или загорающейся иконкой перегрева двигателя. Бывает и так, что датчик температуры охлаждающей жидкости работает некорректно только в определенном температурном диапазоне. Например, на-холодную все функционирует как положено, а с выходом на штатную температуру ДТОЖ занижает или завышает показания. При этом никаких аварийных символов на панели приборов не высвечивается. В таком случае самым верным решением будет подключение OBD-сканера для контроля показаний датчика, или нижеприведенные методы классической диагностики мультиметром.
Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости
Помимо компьютерной диагностики, которая некоторые отклонения в работе ДТОЖ может и не выявить, существуют и проверенные временем методы.
Проверка мультиметром на воздухе
Датчик желательно извлечь из двигателя и принести в помещение с заведомо известной температурой воздуха. Также необходимо точно определить модель (артикул) датчика ОЖ и найти для него в Сети или документации таблицу сопротивлений. Далее перевести мультиметр в режим проверки сопротивления с пределом до 20 кОм и замерить таковое у датчика. После чего сравнить показания с таблицей. При значительных отклонениях ДТОЖ можно считать неисправным.
Важно! На просторах Сети повсеместно встречаются всяческие «универсальные» и «типичные» таблицы сопротивлений для терморезистивных датчиков. Так вот, стоит твердо знать — никакой «универсальности» в данном случае быть не может. Каждая деталь должна строго соответствовать своей таблице характеристик, применимой только к ней и официально сертифицированным аналогам. В противном случае работать на автомобиле такой датчик тоже будет «примерно».
Проверка мультиметром при кипячении
Способ является дополнением к вышеописанной методике измерений на воздухе, т.к. исправность датчика антифриза следует проверять минимум в двух сильно отличающихся точках температур. Деталь необходимо поместить в кастрюлю с водой, после чего довести ее до кипения и замерить сопротивление ДТОЖ, сравнив результат с эталонными показаниями таблицы.
Проверка графика показаний с использованием термометра
Самый правильный, но трудоемкий вариант. Как было сказано выше, исправный ДТОЖ должен соответствовать эталонной таблице сопротивлений во всех точках температур. Чтобы это проверить потребуется тарированный термометр. Он помещается в емкость с водой, которая постепенно нагревается. Мультиметр при этом всегда подключен к датчику, а проверяющий в процессе увеличения температуры постоянно сравнивает табличные показания с фактическими.
Напомним, что конструктивно ДТОЖ примитивен и представляет собой сопротивление со строго заданной кривой характеристик. Поэтому любые способы проверки будут являться замерами значений этого сопротивления в различных условиях — другого способа просто нет.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Любой ДТОЖ просто вкручивается по резьбе, и процесс его замены может быть сопряжен лишь со сложностями организации подкапотного пространства. Иными словами, открутить ключом старую деталь и вкрутить новую под силу даже самому несведущему автомобилисту. А вот добраться до месторасположения датчика и его разъема с первого раза может оказаться действительно нелегко. Кроме того, в большинстве случаев руководство по ремонту предписывает слить (хотя бы частично) антифриз, что тоже не добавляет энтузиазма новичкам. Правда, некоторые умельцы наловчились делать замену датчика температуры без слива ОЖ — разумеется, теряя при этом некоторую часть антифриза и доливая впоследствии свежую порцию в бачок.
В остальном процедура предельно проста, как и сам датчик. Конкретных инструкций дать невозможно, так как, повторимся, обычно самым сложным является «раскидать» место проведения работ — а оно на каждой машине будет отличаться. Далее лишь потребуется частично слить охлаждающую жидкость (через пробку радиатора или откачать через бачок) и выкрутить/вкрутить ДТОЖ.
Можно ли ездить с неисправным датчиком
Несмотря на безусловную важность ДТОЖ для нормального функционирования двигателя, он не является деталью, без которой эксплуатация невозможна. Тем не менее, очевидно, что работа мотора нарушится: затруднится пуск, вырастет расход топлива, возможно снижение динамических характеристик в некоторых режимах езды. И конечно, если датчик всего один, или вышел из строя тот, что отвечает за стрелку и/или включение вентилятора, остается высокий риск перегрева, который стремится к стопроцентному в летнее время.
Читайте также:
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки
Подтеков нет, но антифриз уходит. Куда, почему, и что с этим делать
Как проверить стартер на работоспособность в домашних условиях