branding imagebranding image
РБК АВТО
Статьи Илья Калинчиков
Подписаться на Telegram-канал

Как слить антифриз и когда нужно это делать: инструкция и советы

Все о сливе антифриза: как удалить остатки охлаждающей жидкости из мотора
Чтобы не было проблем с системой охлаждения, старый антифриз лучше слить полностью, чем заменять жидкость частично. Как это сделать правильно — в материале Autonews.ru
Фото: metal-head / drive2.ru
Фото: metal-head / drive2.ru
  1. Для чего нужен антифриз
  2. Когда нужно сливать
  3. Как слить из системы полностью
  4. Механическая откачка антифриза
  5. Нужно ли промывать систему
  6. Куда сливать антифриз

Для чего нужен антифриз

Антифриз необходим любому двигателю внутреннего сгорания для отвода лишнего тепла. Незамерзающая жидкость (antifreeze — буквально «незамерзающий»), проходя через стенки в двигателе и некоторые сопутствующие узлы (например, турбину), забирает лишнее тепло и рассеивает его через радиатор. Подробнее об этих процессах, а также свойствах антифриза мы разговаривали в отдельной статье.

Когда нужно сливать антифриз

Слив антифриза из системы охлаждения (СО) может быть необходим по двум причинам.

  • Плановая замена охлаждающей жидкости.
  • Ремонтные работы, прямо или косвенно затрагивающие систему охлаждения. Это может быть как замена компонентов самой системы охлаждения, так и иное вмешательство с демонтажем соответствующих элементов. Например, подъем головки блока цилиндров, через которую проходит рубашка охлаждения.

Фото: Shutterstock Конспекты 25 февраля 2022 Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать
Фото: Shutterstock Конспекты 8 августа 2022 Как устроена система охлаждения двигателя: что должен знать каждый

Если рассматривать именно полное удаление жидкости из системы, то такая мера может быть необходима для капитальной чистки контура (этим словом в машине называют все замкнутые объемы, в которых есть технические жидкости), который давно не обслуживался. Примерный алгоритм рассмотрим ниже.

Как полностью слить антифриз

Для полного осушения контура жидкость удаляется из его частей по-отдельности. Стоит помнить, что перед процедурой слива крайне желательно прогреть двигатель до достижения рабочей температуры и полного открытия термостата. Последнее можно определить, дотронувшись до патрубка на радиатор. Если он холодный или просто теплый, это значит, что термостат еще не открыл большой круг охлаждения, или открыл его не полностью. Если же патрубок горячий (руку невозможно удерживать более нескольких секунд) — процедуру можно начинать, заглушив двигатель и дав ему остыть около 10 минут.

В процессе работы также желательно полностью открыть кран отопителя салона — то есть, выставить максимально возможную температуру обдува.

Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
Система охлаждения двигателя — это комплекс устройств, позволяющих поддерживать оптимальную температуру работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (Фото: dr1ver.ru)

Рекомендация предварительного прогрева связана с тем, что при прокачке антифриза по контуру он поднимает всю взвесь, которая в режиме покоя оседает на элементах системы охлаждения. Горячая сливаемая жидкость вберет в себя значительную часть грязи.

  • Из радиатора. Это самая базовая процедура, когда на радиаторе охлаждения откручивается сливная пробка и жидкость стекает в заранее подготовленную тару. Как правило, сливное отверстие радиатора является самой нижней точкой контура — именно для того, чтобы максимально удалить антифриз при замене.
     
  • Из блока двигателя. Даже если «охлаждайка» стекла из радиатора до последней капли, в системе всегда остается некоторое количество (часто оно измеряется литрами) антифриза. Связано это с тем, что контур системы охлаждения имеет очень сложную разветвленную конфигурацию со множеством изгибов, карманов и «ям», откуда охладжающая жидкость уйти самотеком просто не может. На этот случай на некоторых двигателях предусмотрен отдельный сливной кран или пробка на блоке цилиндров. Если такая есть, искать ее следует в нижней части блока. Открутив искомую пробку можно слить еще некоторое количество жидкости, оставшейся в рубашке охлаждения.
     
  • Из прочих узлов и деталей, по которым циркулирует ОЖ. Это такие элементы как теплообменник, турбокомпрессор, генератор (иногда он тоже имеет жидкостное охлаждение), термостат, помпа и т.п. Наконец, немного антифриза всегда остается в изгибах патрубков и трубок, по которым она циркулирует между узлами.

Механическая откачка антифриза

Стоит отметить, что если целью является полное осушение контура, процедура подетального разъединения элементов займет очень много времени и сил. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, когда необходимо «сцедить» охлаждающую жидкость в максимальном объеме, не откручивают все подряд, а используют специальное перекачное устройство. Оно аналогично тому, что применяется для полного удаления масла из поддона.

Остатки «охладжайки» перекачиваются в емкость с помощью небольшого электромотора-помпы с длинным тонким шлангом. Этот шланг можно легко включить практически в любой элемент системы — открутив ближайший к нему патрубок, и избегая тем самым трудоемкого демонтажа узла. Подобное устройство продается во множестве интернет-магазинов и стоит недорого.

Фото: Яндекс.Маркет
Фото: Яндекс.Маркет

Нужна ли промывка системы охлаждения

Здесь все зависит от пробега и возраста автомобиля, а также истории его обслуживания. Если на машине с первых лет эксплуатации регулярно меняли антифриз (скажем, каждые 4-5 лет), то с высокой степенью вероятности даже к 15-летнему возрасту в контуре будет минимум грязи. В таком случае от промывки хуже, конечно, не станет, но она не будет обязательной. Однако в случае, когда замена охлаждающей жидкости на машине с солидным пробегом проводится впервые, промежуточная промывка перед заливкой новой порции будет очень желательна.

В целом для промывки системы охлаждения применим тот же алгоритм, что и для обычной замены. С той лишь разницей, что для специализированных средств, которые сегодня широко представлены на прилавках, может быть актуальна специфическая последовательность действий. Поэтому при использовании промывок радиаторов всегда нужно строго следовать инструкциям для каждого конкретного средства. Более подробно промывку системы охлаждения мы обсуждали в отдельной статье.

Куда сливать антифриз

Несмотря на отсутствие едкого запаха, и в целом вполне безобидный вид, антифриз является агрессивной жидкостью. Сливать его на землю ни в коем случае нельзя — помимо этиленгликоля, который сам по себе ядовит, в состав охлаждающей жидкости входит еще куча присадок. В конечном итоге все эти компоненты неминуемо попадут в грунтовые воды, и далее в реки с водоемами. При замене охлаждающей жидкости обязательно следует использовать сливную тару соответствующего объема. Если с машины удобнее сливать в ведро или таз, по окончании работ содержимое необходимо перелить в плотно закрывающиеся бутылки или канистры.

Утилизацию антифриза правильнее всего производить посредством обращения к местному региональному оператору. Сегодня в каждом субъекте федерации работают организации, ответственные за утилизацию отходов — как бытовых, так и промышленных, включая технические жидкости. Также любой поисковый запрос наподобие «утилизация отработанного антифриза» непременно выведет на список коммерческих организаций, занимающихся химотходами.

Фото: biomex / drive2.ru