Принцип работы антифриза
Антифриз, представляющий собой специальную техническую жидкость, предназначен для отвода избыточного тепла от работающего двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостным охлаждением. Антифриз под действием помпы циркулирует в замкнутой системе, основными компонентами которой являются:
1. Расширительный бачок, служащий для заливки антифриза и компенсации его расширения при нагреве;
2. Клапан регулировки давления в системе охлаждения, встроенный в крышку расширительного бачка;
3. Помпа (водяной насос) с механическим или электрическим приводом;
4. Трубки и шланги;
5. Термостат, регулирующий направление движения антифриза по малому и большому кругу, частью которого является радиатор;
6. Каналы в блоке и головке ДВС;
7. Радиатор с вентилятором.
Подробнее о видах антифриза и периодичности его замены читайте в нашем материале по ссылке.
Почему кипит антифриз
В отличие от обычной воды антифриз сохраняет текучесть и в сильные морозы (вплоть до -40° С и ниже), что делает его использование более удобным в зимний период, но, как и вода, антифриз закипает, правда, при более высоких температурах. При концентрации антифриза 40-50% на уровне моря это примерно +120° С (рабочая температура большинства ДВС находится в диапазоне +90-100° С, но может достигать +115° С в пробках и при большой нагрузке), а на высокогорье, где атмосферное давление ниже, — порядка 90° С. Причинами кипения антифриза, как правило, являются:
- Заклинивание термостата в положении, не позволяющем после прогрева ДВС пустить антифриз по большому кругу;
- Отказ помпы системы охлаждения;
- Утечка в системе охлаждения, из-за которой снижается уровень антифриза в системе;
- Загрязнение радиатора, как снаружи (например, забит тополиным пухом, сухими листьями), так и изнутри, в результате чего падает эффективность охлаждения антифриза, забравшего тепло от ДВС;
- Отказ системы включения вентилятора, охлаждающего радиатор;
- Заклинивание в открытом положении регулирующего клапана в крышке расширительного бачка, в результате чего в системе охлаждения исчезает избыточное давление, которое позволяет поддерживать максимально высокую температуру закипания антифриза;
- Воздушная пробка в системе охлаждения;
- Низкое качество антифриза или утрата им своих свойств в результате несвоевременной замены;
- Движение в пробках и с высокой нагрузкой, например, в затяжные подъемы.
Признаки закипания антифриза
Признаками закипания антифриза являются:
- Пар из-под капота — самый явный сигнал;
- Стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости на приборной панели подходит к красной зоне или находится в ней;
- Включение красного индикатора температуры охлаждающей жидкости на приборной панели;
- Заметное падение тяги ДВС;
- Металлические шумы при работе ДВС.
Цвет антифриза и температура его кипения
Ориентироваться на цвет антифриза, который задается красителями, для определения температуры его кипения нельзя, поскольку нет единого для всех стран и производителей соответствующего стандарта. Единственное, можно сказать, что охлаждающие жидкости синего цвета, как правило, имеют самую низкую (порядка +110° С) температуру кипения. В остальном этот показатель зависит от состава охлаждающей жидкости (ОЖ) и ее концентрации в дистиллированной воде:
Концентрация охлаждающей жидкости, % | Порог закипания, °С |
12,5-25 | +100 |
50 | +130-140 |
60 | +150-160 |
75 | +170 |
Антифриз кипит: что делать
Если не принять срочные меры при закипании антифриза, последствия могут быть самыми неприятными — вплоть до капремонта двигателя. Что именно происходит при перегреве двигателя? :
- Задиры цилиндров. Из-за сильного нагрева происходит чрезмерное тепловое расширение поршней с кольцами, что приводит к исчезновению зазоров между ними и стенками цилиндров. Как результат — ускоренный износ цилиндро-поршневой группы, увеличение расхода моторного масла и уменьшение отдачи двигателя;
- Повреждение других элементов конструкции ДВС. Высокая температура оказывает самое негативное воздействие на пластиковые, резиновые и металлические детали двигателя вплоть до растрескивания и даже поломки.
- Выход из строя каталитического нейтрализатора выхлопных газов. Повышенная температура последних способна вызвать спекание керамических сот катализатора, что чревато целым «букетом» проблем, включая в обязательном порядке дорогостоящую замену самого нейтрализатора.