Что такое детонация двигателя
Детонация двигателя — это процесс, при котором смесь топлива и воздуха в цилиндре начинает неконтролируемо самовоспламеняться. Детонация может возникать как в процессе сжатия поршнем (когда он только идет вверх), так и у верхнего его положения, почти одновременно с моментом поджига смеси свечой. В результате этих микровзрывов (собственно, детонаций) в цилиндре возникают мощные ударные волны, которые губительно воздействуют на детали, особенно поршни и шатуны.
Отметим, что в данной статье будут рассмотрены вопросы детонации в бензиновом двигателе. В дизеле процессы горения протекают по несколько иному алгоритму, и детонации в классическом «бензиновом» понимании почти никогда не возникает.
Чем детонация отличается от обычного воспламенения смеси
Для более ясного понимания стоит дать некоторые пояснения — чем детонация отличается от нормального горения смеси бензина и воздуха.
- Момент возникновения. Детонация почти всегда либо опережает, либо происходит параллельно с началом горения от свечи. Если детонация ранняя, она появляется на такте сжатия. Возникающие микровзрывы, за счет расширения газов, фактически мешают поршню двигаться вверх. Если детонация поздняя (наиболее распространенный вариант), она возникает ближе к самой верхней точке движения поршня. В этом случае детонационная волна идет навстречу нормальному фронту горения, который движется со стороны свечи. Это мешает расчетному процессу воспламенения и создает мощные ударные и тепловые нагрузки в камере сгорания. Образно, но очень наглядно такой вариант изображен на картинке ниже.
- Место возникновения. Точка штатного возгорания смеси воздуха с топливом всегда одна и та же: в районе искры на свече зажигания. От этого места фронт пламени последовательно распространяется по камере, и затем рабочие газы относительно плавно толкают поршень вниз. При детонации локальные взрывы могут возникать практически в любом месте цилиндра, а чаще всего это явление формируется в конце такта сжатия, в дальней от свечи точке.
- Скорость распространения. Рассчитанный конструкторами процесс сгорания топливовоздушной смеси (т.н. фронт горения) относительно медленный, и протекает на скорости ниже звуковой. Тогда как волны от детонационных микровзрывов распространяются на сверхзвуке. При таком стихийном процессе поршень просто не успевает за резким расширением газов — возникает эффект удара по нему и, заодно, по стенкам камеры цилиндра со всеми прочими деталями. Также это сопровождается резким повышением температуры относительно расчетной.
Причины детонации двигателя
Если не углубляться в дебри теории, то основных причин детонации всего две: несоответствующая марка бензина и неисправность самого мотора. Рассмотрим их подробнее.
- Слишком низкое октановое число бензина. Что это за характеристика и насколько она важна для нормальной работы двигателя, мы обсуждали в отдельной статье. Сейчас же просто напомним, что число после обозначения «АИ» на бензоколонке напрямую влияет на вероятность возникновения детонации. Чем выше значение — тем выше антидетонационная стойкость бензина и меньше шансов «словить детон».
- Неисправность мотора. Среди классических причин детонации можно отметить такие неисправности, как неправильный угол опережения зажигания (УОЗ), неверное калильное число свечей и неисправность топливной системы. Также на риск детонации влияет наличие значительных отложений в камере сгорания или неэффективная работа системы охлаждения. В первом случае повышается степень сжатия (на что двигатель не рассчитан), во втором — очевидно, растет температура, что тоже способствует самовоспламенению смеси.
Угол опережения зажигания (УОЗ) — момент возникновения разряда на свече. Меняется в зависимости от нагрузки и оборотов. Калильное число свечи зажигания — характеристика, определяющая стойкость свечи к перегреву.
- Сумма факторов вследствие тюнинга. Это может быть как неправильно выполненная чиповка в собственном гараже, так и «железные» изменения, к которым не подобрали правильную программу управления: установка нештатной поршневой, замена турбокомпрессора, распределительных валов и т.д.