Как можно более оперативно запустить фиксацию автомобилей без полисов ОСАГО с помощью дорожных камер потребовали в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Соответствующие обращения страховщики направили в МВД, Центробанк и Министерство финансов — документы имеются в распоряжении Autonews.ru. Также, как выяснил Autonews.ru, уже готовы поправки в КоАП, которые нормируют количество фиксаций полисов ОСАГО за один день с помощью дорожных камер, — в МВД возражений по этому поводу не возникло. Разбираемся, когда водителей без ОСАГО начнут штрафовать в автоматическом режиме, как часто и какими будут эти штрафы.
В ГИБДД готовы к фиксации автомобилей без ОСАГО
Согласно данным Autonews.ru, профильными ведомствами разработаны и согласованы поправки в ст. 12.37 КоАП: они уточняют, сколько раз за сутки водителей могут наказывать за отсутствие полисов ОСАГО на основе данных с камер. Как указано в документе, штраф можно будет оформить только один раз. Отметим, что сейчас штраф за отсутствие полиса ОСАГО составляет 800 руб., при этом уже идет обсуждение его повышения до 5 тыс. руб.
Согласно письму Госавтоинспекции за подписью главы ведомства Михаила Черникова (также имеется в распоряжении Autonews.ru), в ведомстве не против таких изменений. Там также отметили, что готовы к запуску фото-видео фиксации машин без ОСАГО после устранения ряда проблем. Их, как отметил Черников, обсуждали 17 мая 2024 года на совместном совещании ответственных ведомств.
Почему машин без ОСАГО станет больше
Поводом для дополнительного давления страховщиков на профильные ведомства стали изменения в законодательстве. Так, 25 июня Госдума приняла закон, согласно которому полис ОСАГО исключен из перечня документов, которые сотрудники Госавтоинспекции проверяют при регистрации автомобилей. 3 июля 2024 года Совет Федерации одобрил поправки.
В случае утверждения закона президентом он вступит в силу с 1 марта 2025 года.
Как заявил Autonews.ru президент Всероссийского союза страховщиков и РСА Евгений Уфимцев, это решение ослабит контроль государства за наличием полиса ОСАГО у автовладельцев. По этой причине, по его словам, важно предусмотреть альтернативные механизмы контроля за водителями, которые не оформляют ОСАГО. Таким механизмом, как уточнил представитель страхового сообщества, могла бы стать проверка наличия договора ОСАГО при помощи дорожных камер.
«Эта тема обсуждается давно, и в настоящее время есть понимание о том, какие действия необходимо предпринять для запуска проекта. В частности, представляется правильным внести поправки в КоАП, которые ограничат наложение штрафа за управление автомобилем без полиса ОСАГО, если такое нарушение было выявлено с помощью камер, одним разом в сутки», — сказал Уфимцев.
Действующая редакция КоАП, как уточнил представитель РСА, не содержит подобного ограничения, поэтому штраф может выставляться неоднократно, что может стать «существенным финансовым бременем для автомобилистов».
Пока в РСА не смогли спрогнозировать, когда будут внесены изменения в КоАП. Однако там указали на необходимость реагирования на ситуацию, когда часть автовладельцев игнорирует обязанность заключать договора ОСАГО.
«Это необходимо для того, чтобы защитить именно добропорядочных участников дорожного движения. Как показывает аналитика, именно маргиналы, которые нарушают правила, попадают в ДТП, чаще всего не покупают полис ОСАГО», — отметил Уфимцев.
В своих письмах в ведомства в РСА указали, что в настоящее время у владельцев транспортных средств появляется возможность заключить краткосрочный договор ОСАГО, к примеру, на 1-2 дня, зарегистрировать автомобиль, а дальше — ездить без ОСАГО. И получается, что единственный способ проверить, есть у водителя полис или нет, остается только остановка инспектором ГИБДД.
По оценке РСА, в целом доля водителей без ОСАГО составляет примерно 8-9% от 40 млн автомобилистов, которые сейчас передвигаются по дорогам. В 2023 году доля незастрахованных по ОСАГО автовладельцев составила около 10%.
Для запуска фиксации вместе уже работают МВД, Центробанк и РСА
Как сообщили в РСА, для запуска системы фиксации ОСАГО в марте 2023 года заработала рабочая группа. В нее вошли представители Банка России, Минфина, МВД и РСА.
С МВД, Минфином и РСА было рекомендовано в срок до 15 ноября 2023 года подготовить для рассмотрения на очередном заседании правительственной комиссии решение рабочей группы с определением сроков начала тестовой эксплуатации соответствующей системы фиксации нарушений. Однако этого так и не произошло. Согласно решению рабочей группы, пилотный проект должен заработать следующим образом и в следующем порядке:
- фиксация отсутствия полисов ОСАГО камерами будет происходить, только если водитель нарушил ПДД. То есть камера считала нарушение, к примеру превышение скорости или нарушение разметки, и заодно должна запустить проверку полиса;
- внесение изменений в статью 12.37 КоАП, чтобы водители — нарушители без ОСАГО получали такие штрафы не чаще одного раза в сутки;
- МВД должно со своей стороны обеспечить запуск проекта не позднее 6 месяцев после внесения упомянутых выше изменений в КоАП.