Верховный суд (ВС) разрешил штрафовать страховые компании за отказ выплатить всю сумму, необходимую для ремонта автомобиля по ОСАГО. Это следует из определения ВС.
Поводом для разбирательства стал случай с одним из водителей, который попал в ДТП и потребовал у страховой отремонтировать автомобиль по ОСАГО. Станция техобслуживания в ремонте отказала, а страховая компания без согласия потерпевшего возместила ему ущерб деньгами.
В реальности расходы на ремонт превышали сумму компенсации. Водитель потребовал у компании доплату, которая бы возместила расходы на ремонт без учета износа, а также прочие убытки (например, работу независимого эксперта, который оценивал стоимость ремонта). Страховщик отказался выплачивать потерпевшему деньги, и тот подал в суд.
Первая инстанция назначила страховщику штраф. Но его отменил апелляционный суд, поскольку по закону об ОСАГО не взыскивают штраф за причинение убытков. Отказ от штрафа устоял в кассации.
Верховный суд в своем решении применил норму Гражданского кодекса об исполнении обязательств за счет должника. В данном случае помимо расходов и других убытков потерпевшего суд должен взыскать и штраф.
Как пояснил Autonews.ru автоюрист Илья Афанасьев, что суды (апелляционный и кассационный) запутались и не удовлетворили иск водителя из-за того, что он требовал не просто доплату, а расходы на ремонт, то есть без износа.
Ранее Верховный суд России признал нарушением управление автомобилем с прекращенной регистрацией вне зависимости от наличия действующего договора купли-продажи машины.
Согласно материалам дела, сотрудники ГИБДД 18 сентября 2021 года остановили BMW, снятый с регистрации еще в 2017 году. Водителя оштрафовали в соответствии с ч. 1 ст. 12.1 КоАП (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке).
Мужчина в суде пытался доказать, что машину он приобрел в 2021 году, а отведенные законом десять дней для регистрации транспортного средства не прошли, следовательно, никакого нарушения нет.
В качестве доказательства водитель привел договор купли-продажи, заключенный 13 сентября 2021 года. Но районный, касационный, а вслед за ними и Верховный суд посчитали этот аргумент несостоятельным.