Зачем нужно менять топливный фильтр
Топливный фильтр — это сменный элемент, предназначенный для очистки поступающего в двигатель топлива от мелких примесей: песок, стружка и т.п. Важно понимать, что фильтр осуществляет только механическую очистку и не способен повлиять на качество топлива как такового — не может увеличить октановое/цетановое число, снизить процент свинцовых примесей и так далее.
Топливный фильтр, как и любой другой, является расходным материалом и нуждается в периодической замене. Мелкие фракции, оседающие внутри него, со временем накапливаются и препятствуют нормальному прохождению топлива.
Как часто нужно менять топливный фильтр
В сервисной книжке и руководстве по эксплуатации всегда указана периодичность замены топливного фильтра. Как правило, она ощутимо превышает таковую для масляного или воздушного. В зависимости от автомобиля, это может быть интервал в 40, 60 и даже 120 тыс. км. Разумеется, несмотря на официальные предписания, в данном вопросе нужно исходить из фактической ситуации. Если машина эксплуатируется в регионе с очень низким качеством бензина, частота плановых замен должна быть увеличена. Аналогичной будет рекомендация и для дизельных машин, особенно эксплуатирующихся в регионах с продолжительной зимой. Качество солярки там нередко оставляет желать лучшего, а низкие температуры и антигелевые присадки только усугубляют ситуацию.
Также отметим, что дизельный фильтр гораздо более сложная, модульная конструкция. Помимо непосредственно задерживающего грязь элемента он имеет осушитель с отстойником для воды, а в некоторых случаях еще и подогрев.
Как понять, что нужна замена топливного фильтра
На необходимость поменять «топливник» указывают два косвенных признака.
- Понизилась тяга. На интенсивном разгоне или под нагрузкой также возможны рывки и провалы оборотов.
- Увеличился расход топлива.
Как и всегда, обнаружив подобные симптомы, не стоит делать однозначных выводов без всесторонней диагностики. Например, все то же самое выдаст неисправная свеча или изношенный бензонасос. Поэтому симптомы забитого топливного фильтра нужно оценивать наряду с объективными методами его проверки. Например, подключением диагностического OBD-сканера. В случае проблем с топливной системой это поможет более точно выявить причину сбоев.
Где находится топливный фильтр
Всегда выполняя одинаковые функции, топливный фильтр, тем не менее, может находиться в абсолютно разных местах и иметь разные форм-факторы.
Под днищем
Классическая локация для машин с бензиновым двигателем. Топливный фильтр закреплен под днищем в районе магистрали от бака к двигателю. Для замены на автомобилях с небольшим дорожным просветом (где под днище просто не подлезешь) потребуется яма, эстакада или подъемник.
Под капотом
Типичный дизельный формат. Компоновка с фильтром в подкапотном пространстве обусловлена, прежде всего, габаритами топливный фильтр в сборе со вспомогательными элементами. Как упоминалось выше, для дизелей характерна довольно сложная система фильтрации и подготовки топлива. В связи с чем общие габариты фильтра и корпуса значительно превышают компактный бензиновый «бочонок», который можно расположить под днищем. Такое решение, очевидно, удобнее, чем на бензиновых машинах, и в большинстве случаев позволяет обслужить фильтр во дворе или на парковке.
В баке
Вариант, получивший широкое распространение на современных бензиновых автомобилях. В корпусе бензонасоса (который находится в бензобаке) есть мелкоячеистая пластиково-тканевая сетка — она и исполняет роль топливного фильтра. Подобное решение характерно одним существенным недостатком: невозможностью быстрой замены. Добраться до сборки (корпуса) бензонасоса очень сложно, а в ряде случаев это возможно лишь после съема бензобака. Более того, на многих моделях подобный фильтр вовсе не имеет возможности отдельной замены.
Замена топливного фильтра своими руками: инструкция
В рамках сегодняшнего обсуждения рассмотрим алгоритм замены классического топливного фильтра под днищем. Иные варианты более сложны и требуют четкого следования руководства по ремонту. Кроме того, как мы уже упоминали, для многих современных машин такая процедура не предусмотрена вовсе (хотя при желании возможна).
- Сбросить давление в системе питания, чтобы при отсоединении фильтра не так сильно брызнул бензин. Самый простой и действенный вариант — найти предохранитель бензонасоса и вытащить его. После чего завести двигатель: он поработает несколько секунд и заглохнет, выработав большую часть топлива, что оставалась в магистрали. Альтернативный вариант: вытащить предохранитель непосредственно во время работы мотора.
Никакого вреда двигателю такая остановка не принесет, а все последствия будут заключаться лишь в ошибке по подаче топлива. Запись добавится в лог событий (своего рода бортжурнал) блока управления, но будет являться исключительно архивной. Ни к каким изменениям алгоритма работы она не приведет.
Второй способ — просто подождать несколько часов после поездки. За это время давление в магистрали также частично упадет.
- Найти под днищем топливный фильтр и освободить его из крепления (защелки, фиксирующий болт и т.п.).
- Отсоединить от топливного фильтра трубки топливопроводов. Если это пластиковые разъемы, то нужно нажать на фиксирующие «кнопки» на разъемах с последующим съемом их со штуцеров фильтра. Если соединение резьбовое — соответственно, оно раскручивается ключом. Заранее необходимо подготовить чистую ветошь: с трубок и фильтра непременно польются остатки бензина.
- Установить новый топливный фильтр в обратной последовательности, соблюдая его ориентацию относительно магистралей. Как правило, на фильтрах есть стрелка направления движения топлива.