Что такое объем двигателя
Объем двигателя (он же рабочий объем) — это суммарный объем всех цилиндров, измеряемый в кубических сантиметрах. Для сокращения его переводят в литры с округлением до десятых. Например, о двигателе объемом в 1498 куб. см говорят просто «1,5 литра». Данный параметр измеряется без камеры сгорания — то есть, учитывается только объем цилиндра от самого нижнего положения поршня до самого верхнего.
На иллюстрации ниже показано, что подразумевается под объемом двигателя. Однако важно понимать, что такое положение поршней (все внизу или все вверху) в действительности невозможно, и изображено лишь для понимания термина.
На что влияет объем двигателя
Еще не так давно объем двигателя являлся чуть ли не единственным фактором, прямо определяющим его эффективность. Больше объема — больше мощности и крутящего момента. С приходом современных технологий и конструкторских решений этот параметр перестал быть ключевым мерилом «крутости». И, тем не менее, литраж по-прежнему ощутимо влияет на три ключевых взаимозависимых показателя двигателя внутреннего сгорания (ДВС), между которыми лавируют конструкторы в процессе разработки.
- Мощность. Повторимся, что с наступлением эры турбонаддува рабочий объем постепенно отошел на второй план: с маленьких моторов теперь принято снимать столько сил, сколько раньше было не под силу выдать движку и в пять раз больше. И все же общая зависимость мощности от объема осталась: как ни крути, 500 л.с. из двигателя в пару литров не выжать никак.
Конечно, всегда есть исключения и смелые «хайповые» эксперименты. Не стоит забывать и про автоспорт. Но в данной статье речь идет о серийном массовом производстве, где ресурс имеет большее значение, нежели мощность любой ценой.
- Расход топлива. Самая очевидная зависимость. Большой мотор, при прочих равных, всегда будет «прожорливее», нежели аналог с более скромным значением объема.
- Ресурс. Общее правило таково: чем выше объем мотора, тем больший пробег до капремонта в него заложен. С ростом объема увеличивается и размер всех деталей шатунно-поршневой группы, что снижает удельные нагрузки, которые они испытывают в процессе работы.
Исходя из перечисленных слагаемых, складывается еще одна, финальная характеристика: цена. Конечно, везде и всегда есть исключения. И при большом желании можно сделать силовой агрегат, который будет компактным, легким, экономичным и при этом обладать недюжинным ресурсом. Однако такой чудо-двигатель будет попросту никому не нужен. Так как стоимость его начнет приближаться к стоимости готового автомобиля. Именно поэтому серийные гражданские силовые агрегаты — это всегда набор компромиссов.
Какие бывают объемы двигателя
В зависимости от класса и назначения автомобиля объем его двигателя может отличаться в десятки раз. Условный субкомпактный кей-кар (маленькая городская микролитражка) приводится в движение трехцилиндровым моторчиком объемом в 0,7 литра. Тогда как тяжелый магистральный тягач, способный везти за собой пару огромных прицепов, может иметь под капотом исполинский 16-литровый агрегат. Если же рассматривать формальную классификацию, принятую в нашей стране, то ДВС по объему делят на следующие категории:
- Микролитражные: до 1,1 л
- Малолитражные: 1,2-1,7 л
- Среднелитражные: 1,8-3,5 л
- Крупнолитражные: от 3,6 л
Плюсы и минусы двигателей маленького объема
Тенденция к снижению литража явно прослеживается в последнюю пару десятилетий. С массовым внедрением турбокомпрессоров прямая зависимость мощности мотора от его объема исчезла. А за последние годы тренд и вовсе приобрел невиданные ранее формы. К примеру, снимать с 4-цилиндрового «малыша» в 1,3 литра 160 сил (и это без всякого тюнинга) сегодня считается нормой. И все же обойти законы физики и механики пока не получается, поэтому к очевидным плюсам таких решений добавляется набор минусов.
Плюсы
Высокая удельная мощность, за счет турбонаддува достигающая 100 и более «лошадок» с литра;
Маленькие двигатели экономичнее, экологичнее, а заодно компактнее и легче крупных собратьев.
Минусы
Низкий ресурс. Так, параллельно с ростом мощности происходит облегчение конструкции в угоду экологичности и удешевлению. Проще говоря, выходит так, что нагрузки постоянно растут, а запас прочности всех деталей падает. Что очевидным образом сказывается на ресурсе современных малолитражек: мотор 1,2 всегда прослужит меньше, чем 3-литровый агрегат аналогичной конструкции.
Плюсы и минусы двигателей большого объема
Здесь все будет примерно наоборот относительно сказанного в предыдущем абзаце.
Плюсы
В многолитровом двигателе детали выполнены с большим запасом прочности. Даже относительно прироста общей мощности (в сравнении с малолитражками), запас по ресурсу у них выше.
Для мотора с высоким литражом инженерам проще организовать эффективную систему охлаждения, надежную систему смазки и т.д.
Минусы
Здесь можно сказать просто: все остальное. Большой объем — это автоматически большие габариты и масса. Что сразу же тянет вниз такие характеристики как экономичность и отчасти управляемость. Не стоит забывать и про расходы на содержание. Рост рабочего объема обычно ведет к увеличению количества цилиндров — а значит, это больше свечей, форсунок, клапанов и прочих деталей, за обслуживание и ремонт которых придется платить.