Изменения для автомобилистов в 2024 году вносят крайне осторожно: в МВД и Госавтоинспекции притормозили перезапуск штрафов за среднюю скорость и резину не по сезону. Однако несколько нововведений все-таки заработали. Что важно знать каждому автомобилисту.
Январь: штрафы с камер за непропуск пассажира к трамваю
В начале 2024 года дорожные камеры научили фиксировать автомобили, которые не пропускают выходящих из трамваев пассажиров или же тех, кто переходит дорогу от остановки для посадки. Пока такие комплексы работают только в Москве. В пресс-службе Центра организации дорожного движения ожидают, что такой дополнительный контроль сделает посадку и высадку пассажиров безопаснее. Камера фиксирует траекторию и скорость движения автомобиля и делает несколько снимков. Штраф за нарушение составляет 1,5 тыс. руб., его можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней после получения. Пока в Москве работает один такой комплекс на улице Свободы, где случались ДТП с пострадавшими пассажирами трамваев. В будущем таких камер станет больше, сообщили в дептрансе. Производители дорожных камер подтвердили, что запрос на такую функцию есть и в регионах, а настроить устройства на новый вид фиксации будет несложно.
Март: заработали короткие полисы ОСАГО
Со 2 марта 2024 года водителям разрешили покупать короткие страховые полисы ОСАГО. Страховку разрешили оформлять на срок от одного дня до трех месяцев. Раньше застраховаться можно было только сразу на год. Такие изменения, к примеру, должны помочь тем, кому нужно на ограниченный срок вписать друзей или родственников в страховой полис ОСАГО и не хочется переплачивать за лишнее время. Или же для тех, кто пользуется автомобилем сезонно.
По мнению самих страховщиков, такие полисы будут интересны:
- таксистам, которые работают нерегулярно;
- водителям, которым необходимо совершать редкие или разовые поездки;
- водителям, которые пользуются машиной только в дачный сезон;
- собственникам, у которых заканчивается ОСАГО, а при этом они планирует продать свой автомобиль.
Сами короткие полисы при средней цене около 7 тыс. руб. (данные ЦБ по итогам 2023 года) дешевыми назвать нельзя. Например, водителю возрастом от 25 лет со стажем 3 года и историей без аварий за один день страховки Lada Granta придется заплатить около 3 тыс. руб.
Апрель: разрешили больше ошибаться при сдаче вождения в ГИБДД
C 1 апреля в России заработал новый регламент по сдаче вождения для получения удостоверений в Госавтоинспекции. Теперь водители могут чаще ошибаться при поездках по городу во время практического экзамена. Раньше при сдаче города можно было набрать пять штрафных баллов, а с 1 апреля — уже семь. На один балл, к примеру, кандидатов «штрафуют», если:
- водитель несвоевременно подал сигнал поворота;
- неправильно оценил дорожную обстановку;
- неуверенно пользовался органами управления транспортного средства, не обеспечивал плавность движения.
Самые грубые ошибки стоят пять баллов. Это, например, выезд на встречную полосу на запрещенном участке.
Апрель: если не сдать на права три раза подряд, придется ждать полгода
Также этой весной изменения коснулись тех, кто несколько раз подряд не смог сдать экзамены на вождение в ГИБДД. Как объяснили представители автошкол, некоторые кандидаты воспринимали каждую сдачу практики как тренировку: если не получилось, всегда можно записаться заново. Однако, чтобы снизить нагрузку на инспекторов, порядок пересдачи для тех, кто провалился три раза подряд, усложнили.
Раньше на четвертую и последующие пересдачи можно являться не раньше, чем через месяц, и не позже, чем через три. Теперь явиться в ГИБДД после трех провалов на сдачу «города» можно будет только через шесть месяцев (и не позднее девяти месяцев).
Представители автошкол уже признали, что процесс пересдачи практики стал более нервным, особенно во время третьей попытки, когда над кандидатом нависает риск остаться без прав еще на полгода. А чтобы потренироваться, водителям приходится тратить еще 15–20 тыс. руб. за несколько часов дополнительного наката с инструкторами.
Апрель: появился новый повод штрафовать водителей с иностранными правами
С 1 апреля 2024 года заработали изменения в законе «О безопасности дорожного движения». Они ужесточили требования к обладателям иностранных удостоверений: в дополнение к ним теперь обязательно придется сдать экзамен в ГИБДД и получить российские права. Иначе, если пробыть в России слишком долго, иностранные удостоверения перестанут действовать и водителям будут грозить штрафы за поездки без прав.
Недействительными водительскими правами в России теперь можно считать:
- иностранные национальные и международные водительские удостоверения по истечении одного года с даты получения иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство либо гражданства России;
- полученные россиянами за границей иностранные национальные водительские удостоверения по истечении одного года с даты первого въезда в Россию после получения таких прав.
Иностранные национальные и международные водительские удостоверения будут действовать в течение года, после чего указанные удостоверения признаются недействительными для управления транспортными средствами в России.
Можно привести следующий пример. Если автомобилист из России выучился и получил водительское удостоверение в Таиланде, Турции, Испании (или в любой другой стране), а 10 августа 2024 года вернулся в Россию, у него будет ровно год на прохождение экзамена ГИБДД и оформление российского документа. По текущим правам он сможет ездить до 10 августа 2025 года. С иностранцами логика такая же: после получения ВНЖ или гражданства России на замену прав у них также будет один год.
Для получения российских прав нужно будет пройти медосмотр и пересдать экзамен в ГИБДД.
Обладатель иностранного ВУ, который за год не получил российские права, будет считаться гражданином без права управления транспортными средствами на территории России. Такой водитель получит штраф по ч. 1 ст. 12.7 КоАП в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб.
Апрель: автомобили из параллельного импорта стали дороже
Правила ввоза автомобилей по параллельному импорту, которые приходят в Россию через страны ЕАЭС, значительно ужесточили с 1 апреля. До этого момента власти закрывали глаза на различные «серые» лазейки и предоставляли возможность оформить ввоз по льготным ставкам. Однако весной на рынке исчез острый дефицит, а официальные дилеры начали ввозить больше автомобилей. Поэтому параллельному импорту постепенно начали перекрывать доступ.
С весенними изменениями исчезла возможность ввозить новые автомобили с оформлением как на физлиц, так и на юрлиц без уплаты дополнительных платежей. Так, раньше на ввезенные из стран ЕАЭС (кроме России сюда входит Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия) автомобили в России можно было платить льготный утильсбор 3,4 тыс. руб.: ведь в этих странах действует единое таможенное пространство. Однако теперь всем перевозчикам приходится платить так называемый дополнительный «утиль», который нивелирует большую часть экономической выгоды.
К обычной цене добавляется:
- 306 000 руб. в случае с автомобилями с моторами до 2 л
- 844 800 руб. к цене автомобиля с мотором объемом 2-3 литра
- 970 000 руб. за машины с моторами 3-3,5 л.
- 1,235 млн за машины с моторами объемом более 3,5 л.
За электрокары придется доплатить 360 000 руб.
Читайте также:
Средняя скорость, камеры, права: что изменится в 2024 году для водителей
С 1 декабря ГИБДД сможет штрафовать за летнюю резину зимой. Но будет ли?
МВД выступило против штрафов за среднюю скорость и динамические знаки
В России заработало короткое ОСАГО. Какие подводные камни
Водителям назвали ошибки, которые теперь допустимы на экзамене ГИБДД